Агент интернет-магазина по доставке и приему наличных. Банковские платежные агенты: особенности, деятельность и отзывы Если ип не оформился как платежный агент

Для чего понадобился закон о деятельности платежных агентов, всем понятно - чтобы упорядочить прием от населения платежей за сотовую связь, Интернет, коммуналку и т.д. Собранные деньги каждый платежный агент обязан в тот же день зачислять на свой специальный банковский счет, откуда они и уходят тем, для кого предназначены, то есть поставщикам <1>.

Некоторые из посредников, работающие с населением в рамках договоров агентирования, комиссии либо поручения, обнаруживают у себя признаки платежных агентов. Наличные от физлиц за товары, работы, услуги принимают? Да. Принципалу, комиссионеру или доверителю их перечисляют? Да. Не пора ли вставать на учет в Росфинмониторинге, разрабатывать правила внутреннего контроля в рамках "антиотмывочного" Закона <2>, открывать спецсчет для зачисления на него полученных от населения денег <3>, заводить вторую кассовую книгу <4>, применять ККТ даже при вмененке <5> и выполнять прочие обязанности платежных агентов?

Для целей Закона N 103-ФЗ поставщик - это тот, кто получает через платежных агентов деньги от физлиц за реализуемые им товары, работы, услуги <6>.

Сомнения возникают и у принципалов (доверителей, комитентов): а не являются ли они поставщиками населения, привлекающими платежных агентов <6>? Может быть, и им давно пора использовать спецсчет - для получения выручки от посредника <7>? Спешим вас успокоить: в большинстве случаев посредники - не платежные агенты.

Проверяем, являетесь ли вы платежным агентом

Платежный агент - это тот, кто только принимает платеж физлица в пользу поставщика за реализуемые ему этим поставщиком товары (работы, услуги) <8> и больше ничего не делает для того, чтобы:

<или> физлицо эти товары (работы, услуги) получило;

<или> у физлица возникло право получить их от поставщика.

Дело в том, что под действие Закона о платежных агентах не подпадает прием платежей в рамках расчетов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг) <9>. То есть платежный агент не может быть стороной сделки по реализации.

И когда прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность посредника, прописанную в договоре с принципалом, комитентом либо поверенным (поиск покупателей, прием заказов и договоров, доставку товаров и т.п.), посредник не является платежным агентом. Ведь здесь он принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика.

1. Комиссионеры и агенты, действующие от своего имени. Кроме приема платежей, они сами заключают с покупателями договор, сами передают им товары, документы и т.д.

Кстати, у таких посредников есть и еще один железный аргумент в пользу того, что они не являются платежными агентами: принимаемые ими платежи погашают обязательство покупателей перед ними самими <10>. А платежный агент принимает платежи, которые погашают обязательства физлица перед поставщиком <11>.

2. Агенты, действующие от имени принципала, и поверенные, которые:

<или> принимают от физлица деньги, передавая ему товары либо результат работ. К примеру, не являются платежными агентами курьерские службы и транспортные компании, поскольку они принимают деньги за доставленные товары при их передаче покупателю. Основная их задача по договору с магазином - доставка товаров, а получение денег - неразрывно связанная с нею услуга;

<или> заключают с физлицом ту сделку, в рамках которой принимают от него платеж, даже если товары (работы, услуги) он получит позже и не от посредника, а напрямую от поставщика. Например:

Ведут торговлю по образцам или каталогам, то есть принимают заказы и предоплату за них, а товары покупатель потом получает от самого поставщика;

Продают всевозможные карты оплаты (связи, Интернета и т.п.). Здесь посредник передает покупателю карту как подтверждение его права на получение услуг от принципала (доверителя). И это, в отличие от деятельности платежных агентов, не прием платы по уже заключенному физлицом с поставщиком конкретному договору (когда деньги зачисляются, например, на определенный номер заведенного у поставщика лицевого счета). Это заключение нового договора с покупателем карты. И заключает его посредник, а значит, он не является платежным агентом.

Как видим, доказать, что обычные посредники - не платежные агенты, не так уж сложно. Но имейте в виду, что убеждать в этом иногда приходится не только налоговиков (которые следят за использованием спецсчетов <12>), но и контрагентов. Бывает, что принципалы (комитенты, доверители) ошибочно считают привлекаемых посредников своими платежными агентами и требуют от них открытия спецсчета для проведения платежей. Или, наоборот, посредник неверно расценивает свою работу как деятельность платежного агента и зачисляет свою выручку на спецсчет, требуя открытия спецсчета от своего принципала (доверителя, комитента).

<1> ч. 14, 15, 18 ст. 4 Закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ (далее - Закон N 103-ФЗ); п. 1.3 Положения от 12.10.2011 N 373-П

<2> ч. 5 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<3> ч. 14 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<4> п. 5.1 Положения от 12.10.2011 N 373-П

<5> ч. 12 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<6> ч. 1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ

<7> ч. 18 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<8> ч. 1 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<9> п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 103-ФЗ

<10> ч. 1 ст. 1005, ч. 1 ст. 990 ГК РФ

<11> ч. 1 ст. 3 Закона N 103-ФЗ

<12> ч. 4 ст. 7 Закона N 103-ФЗ

Упрощенка, N 11, 2009 год
Рубрика: Комментарии
Подрубрика: Отрасль
Н.А.Теплова,
эксперт журнала "Упрощенка"


С появлением терминалов самообслуживания стало намного проще расплачиваться за некоторые услуги, работы и товары. Терминальный бизнес быстро набрал обороты, однако до сих пор не был законодательно урегулирован. В новом году все изменится

Схема работы с терминалами такова. Организация или индивидуальный предприниматель покупает терминал и заключает с владельцем платежной системы или его представителем договор, согласно которому открывается специальный лицевой счет. Прежде чем запустить терминал в работу, тот, кому он принадлежит, должен на этот счет перечислить сумму, в пределах которой и будут приниматься платежи от населения.

Клиент оплачивает какую-то услугу (мобильные звонки, доступ в Интернет и т.д.), информация фиксируется на сервере платежной системы, и деньги со счета владельца терминала списываются на счет поставщика услуги (оператору связи, провайдеру и т.д.). Сумма, внесенная клиентом, поступает поставщику, а клиенту выдается квитанция (чек) об оплате. Прибыль владельца терминала складывается из комиссии с каждого платежа, которая берется с плательщиков, и вознаграждения, получаемого от поставщиков услуг. Обратите внимание: владелец платежной системы может не обращаться к сторонней фирме, а приобрести собственный терминал.

1 января 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ (далее - Закон N 103-ФЗ), который устанавливает порядок расчетов населения через терминалы.

Приведем основные понятия, используемые в данной сфере деятельности (ст.2 Закона N 103-ФЗ) .

Оператором по приему платежей называется юридическое лицо (владелец платежной системы), заключившее с поставщиком договор о приеме платежей от физических лиц. Заметим, индивидуальный предприниматель не может быть оператором.

Платежный субагент - это организация или индивидуальный предприниматель, связанные договором с оператором. Другими словами, фирма, которая приобрела терминал и принимает деньги от граждан.

Оператор и субагент являются платежными агентами . За посредничество они получают вознаграждение от поставщиков и вправе взимать комиссию с плательщиков.

Об этом говорится в пункте 2 статьи 3 Закона N 103-ФЗ

Поставщиками могут быть:

- юридические лица (кроме кредитных организаций) или индивидуальные предприниматели, реализующие товары (выполняющие работы, оказывающие услуги);

- юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым оплачивается жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ ;

- органы государственной власти и местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, получающие деньги от плательщика на основаниях, установленных законодательством.

Плательщиком является физическое лицо, передающее платежному агенту деньги для расчета с поставщиком. Задолженность признается погашенной в сумме, внесенной агенту, за вычетом вознаграждения в момент ее передачи платежному агенту (п.3 ст.3 Закона N 103-ФЗ) .

Платежный терминал позволяет населению автоматически осуществлять платежи без участия представителя агента.

Юридические вопросы

Оператор от своего имени или от имени поставщика и за его счет принимает деньги от плательщиков, которые погашают свои обязательства перед поставщиком, и, придерживаясь договора о приеме платежей от физических лиц и законодательства, рассчитывается с партнером (п.1 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Таким образом, без указанного договора работать оператору нельзя.

По запросу плательщика поставщик должен предоставить информацию о местах приема платежей и своих платежных агентах (п.3 ст.4 Закона N 103-ФЗ) .

Договор о приеме платежей от физических лиц должен предусматривать обеспечительные меры по исполнению обязательства оператора перед поставщиком (п.4 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Это может быть неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия, задаток, страхование риска гражданской ответственности и т.д. (п.1 ст.329 ГК РФ). Способ обеспечения исполнения обязательств выбирают стороны.

Если договором не запрещено, оператор может привлекать субагентов (п.7 ст.4 Закона N 103-ФЗ). С ними тоже оформляется договор о приеме платежей (п.9 ст.4 Закона N 103-ФЗ), положения (условия) которого аналогичны указанным в договоре с поставщиком (порядок расчета оператора и субагента, обеспечительные меры по исполнению обязательств и пр.).

Субагенты принимают платежи от своего имени либо от имени оператора, а если это предусмотрено договором между оператором и поставщиком - от имени поставщика (п.8 ст.4 Закона N 103-ФЗ), действуя за счет того или другого (п.9 ст.4 Закона N 103-ФЗ).

Таким образом, оператор, желающий привлечь субагента, должен заключить два договора - с поставщиком и субагентом. Без этих документов принимать платежи от граждан не разрешается (п.11 ст.4 Закона N 103-ФЗ) .

На каждом терминале (на заставке экрана или корпусе) нужно разместить:

- адрес пункта приема платежей;

- наименование, ИНН и место нахождения оператора по приему платежей или платежного субагента;

- наименования поставщиков;

- реквизиты договоров между оператором и поставщиками, если платежи принимает оператор, или между оператором и субагентом, если платежи принимает субагент;

- размер комиссии, если она удерживается;

- способы подачи претензий;

- телефоны поставщиков, оператора по приему платежей и платежного субагента, если он есть;

- адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ контролировать прием платежей.

Необходимые сведения перечислены в пункте 13 статьи 4 Закона N 103-ФЗ

Для расчетов с поставщиком (или оператором) платежный агент пользуется отдельным банковским счетом, на который поступают все наличные суммы, перечисляемые гражданами.

Постановка операторов на учет и идентификация плательщиков

Руководствуясь Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - Положение), перед тем как приступить к работе, оператор в течение 30 дней после государственной регистрации подает в Росфинмониторинг (п.3 и 4 Положения):

- заявление (форма произвольная) с подписью руководителя и печатью организации;

- карту постановки на учет (форма 2-КПУ , утвержденная приказом Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164).

В течение десяти дней принимается решение (п.7 Положения), которое выдается представителю организации под роспись либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28

Заметим, что в постановке на учет может быть отказано только в том случае, если документы были оформлены неверно (п.6 Положения). Их можно исправить и в течение пяти дней вновь обратиться в Росфинмониторинг (п.8 Положения).

Об изменении указанных в карте сведений нужно сообщить не позднее пяти дней (п.10 Положения).

За нарушение Положения предусмотрена ответственность (ст.15.27 КоАП РФ). Должностные лица наказываются на сумму от 10 000 до 20 000 руб., организации - от 50 000 до 500 000 руб. Юридических лиц могут вместо штрафа обязать приостановить деятельность на срок до 90 дней.

Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) в определенных обстоятельствах оператор должен идентифицировать плательщиков (п.6 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Устанавливаются следующие сведения (подп.1 п.1 ст.7 Закона N 115-ФЗ) :

- ФИО;

- гражданство;

- реквизиты документа, удостоверяющего личность;

- данные миграционной карты;

- реквизиты документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России;

- адрес места жительства (регистрации) или пребывания;

- ИНН (при наличии).

Идентификация не предусмотрена при расчетах в пределах 30 000 руб.:

- с бюджетами всех уровней, в том числе по федеральным, региональным и местным налогам и сборам, а также пеням и штрафам;

- за услуги бюджетных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, а также местного самоуправления;

- за жилье, коммунальные и связевые услуги, охрану квартир и установку охранной сигнализации;

- по взносам в садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения и гаражно-строительные кооперативы;

- за платные автомобильные стоянки;

- по алиментам.

Случаи, когда идентификация граждан не проводится, перечислены в пункте 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ

Во всех других случаях независимо от размера перечислений проводится идентификация граждан.

Об этом говорится в пункте 2 статьи 8 Закона N 121-ФЗ

Обратите внимание: статьей 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (далее - Закон N 121-ФЗ) в пункт 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу спустя 180 дней после официальной публикации, то есть 6 декабря 2009 года. Максимальная сумма платежа, причем любого назначения, при которой операторы не обязаны выяснять личные данные, составит 15 000 руб.

Субагенты вправе принимать платежи только тогда, когда идентификация плательщиков не требуется (п.10 ст.4 Закона N 103-ФЗ), поэтому им не нужно вставать на учет в Росфинмониторинге.

Возможность применения упрощенной системы

Прием платежей через терминалы не относится к видам деятельности, при которых согласно пункту 3 статьи 346.12 НК РФ упрощенная система налогообложения запрещена. Поэтому, если остальные ограничения, предусмотренные и 346.13 НК РФ , соблюдены, платежные агенты (операторы и субагенты) вправе ее применять.

Уточним один момент. Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ доходы при упрощенной системе, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ , по итогам отчетного (налогового) периода не должны превышать 20 млн. руб., умноженных на коэффициент-дефлятор. Что сравнивать с лимитом - всю сумму, внесенную в терминал, или только комиссию, удержанную из средств плательщика, плюс вознаграждение от поставщика (или оператора)?

С 1 января 2010 года лимит доходов составит 60 млн. руб. (п.4.1 ст.346.13 НК РФ в новой редакции)

Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ доходы, указанные в статье 251 НК РФ , не облагаются единым налогом, в том числе имущество (деньги), полученные комиссионером, агентом или иным поверенным для исполнения соответствующих обязательств (подп.9 п.1 ст.251 НК РФ). Договор о приеме платежей от физических лиц, на основании которого работают платежные агенты, по сути является посредническим. Поэтому в лимитируемые доходы включается только комиссия и вознаграждение. Другие суммы, поступившие от плательщика и перечисленные поставщику (или оператору), в них не входят.

Кассовый аппарат

Нужно ли платежные терминалы оснащать ККТ? Налоговые органы считают, что нужно, так как платежный терминал не включен в Госреестр и не относится к кассовой технике (письма ФНС России от 20.09.2006 N 06-9-10/322@, а также УФНС России по г. Москве от 17.04.2006 N 22-12/31184 и от 09.02.2007 N 22-12/012443).

Существует и другая точка зрения. Согласно статье 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ) наряду с контрольно-кассовыми машинами, имеющими фискальную память, при расчетах наличностью или по платежным картам можно применять электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, а также программно-технические комплексы. Поэтому к организациям и индивидуальным предпринимателям, использующим кассовые устройства, предусмотренные Законом N 54-ФЗ , не могут быть предъявлены претензии за отсутствие контрольно-кассовой машины. Таким образом, работа на более совершенном аппарате равноценна применению обычной кассовой техники.

Вывод Пленума ВАС РФ, который содержится в пункте 2 постановления от 31.07.2003 N 16

Согласно статье 14.5 КоАП РФ административная ответственность следует, если при расчетах наличными или по платежным картам за товары (работы, услуги), оговоренные законодательством, не применяются контрольно-кассовые машины. Президиум ВАС РФ указал (постановление от 28.01.2008 N 11301/07), что прием денег через терминалы не образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного в статье 14.5 КоАП РФ . То есть владельцев терминалов, в которых нет фискальной памяти, нельзя привлечь к административной ответственности.

Объективная сторона административного правонарушения - это действие или бездействие, запрещенные правовыми нормами, за которые установлена ответственность

Как показывает арбитражная практика, суды обычно прибегают к такому же доводу (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.03.2008 N А82-3069/2007-22 , Поволжского округа от 11.03.2008 N А12-18304/07-С24 и Западно-Сибирского округа от 27.09.2007 N Ф-04-6618/2007 (38538-А46-27)) . Дополнительным аргументом служит наличие квитанций, выдаваемых клиентам, в которых обозначены номер терминала, сумма, дата и время платежа, контактный телефон, а также другие реквизиты, с помощью которых можно контролировать оборот наличности. А раз терминал позволяет это осуществлять, ни охраняемые общественные отношения в сфере торговли и услуг, ни налоговая дисциплина не страдают и состава правонарушения, приведенного в статье 14.5 КоАП РФ , нет. Значит, наказание не назначается.

До сих пор можно было решать самим, использовать ли в терминалах кассовый аппарат. Одни, кто не хотел осложнений, использовали, для других дело чаще всего заканчивалось судом. Однако с 1 января 2010 года выбора не останется. Согласно пункту 12 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежные агенты обязаны применять ККТ с фискальной памятью и контрольной лентой, также как и соблюдать остальные требования законодательства к наличным денежным расчетам.

Кроме того, Законом N 121-ФЗ внесены изменения в , вступающие в силу 1 января 2010 года (п.1 ст.8 Закона N 121-ФЗ). Ответственность будет предусмотрена за отсутствие кассовой техники, а не кассовых машин.

Итак, с нового года любые терминалы будут оснащаться ККТ и после оплаты станут отпечатывать чек (п.1 ст.5 , подп.4 п.1 ст.6 и ст.8 Закона N 103-ФЗ). Необходимо, чтобы записи на нем были различимы хотя бы в течение шести месяцев (п.3 ст.5 Закона N 103-ФЗ) .

В чеке должны содержаться (п.2 ст.5 Закона N 103-ФЗ) :

- наименование документа (кассовый чек);

- наименование товара (работы, услуги);

- принятая денежная сумма;

- размер комиссии (в случае взимания с плательщика);

- дата и время приема денег, номер чека и контрольно-кассовой техники;

- адрес места установки терминала;

- наименование, ИНН и место нахождения платежного агента;

- телефон поставщика и оператора (или субагента).

К аппарату, размещаемому в терминале, предъявляются требования законодательства о применении кассовой техники при наличных денежных расчетах (п.4 ст.6 Закона N 103-ФЗ). При переносе терминала агент обязан в тот же день уведомить налоговый орган о новом адресе (п.5 ст.6 Закона N 103-ФЗ).

Кассовый механизм в составе терминала

В связи с введением Закона N 103-ФЗ потребовалось внести изменения в Закон N 54-ФЗ , которые были приняты Законом N 121-ФЗ и вступают в силу 1 января 2010 года.

В добавлена характеристика платежного терминала, а в - встроенного в него кассового аппарата (новый пункт 1.1). Кассовый аппарат, снабженный фискальной памятью, контрольной лентой и часами реального времени, к которому прилагается паспорт установленного образца, должен:

- обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение данных о платежах на контрольной ленте и в фискальной памяти;

- работать в фискальном режиме, а в иных - исключать выдачу кассового чека;

- передавать в фискальном режиме зарегистрированные данные о платежах в некорректируемом виде другим узлам терминала.

Опломбированное в предусмотренном порядке устройство следует зарегистрировать в налоговом органе по месту учета налогоплательщика, указав адрес нахождения терминала

Налоговый учет доходов

Как было сказано, при упрощенном режиме, как и при общем, не отражаются доходы, упомянутые в статье 251 НК РФ . Согласно подпункту 9 пункта 1 деньги и другое имущество, поступившие в соответствии с условиями посреднического договора, не учитываются. Поэтому суммы, инкассированные из терминала и перечисленные поставщику (или оператору), в налоговую базу оператора (или субагента) не включаются.

Ссылка на дана в подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ

Оператор (или субагент) вправе взимать с клиента комиссию, если это предусмотрено договором с поставщиком (или с оператором). Ее удерживают из платежа и поставщику (или оператору) не переводят, а включают в свои облагаемые доходы (подп.9 п.1 ст.251 НК РФ). Согласно кассовому методу, используемому при упрощенной системе, доходы признаются в день, когда налогоплательщик получает деньги на банковский счет или в кассу либо задолженность перед ним погашается иным способом (п.1 ст.346.17 НК РФ). Значит, комиссию нужно учесть в день поступления денег в терминал.

Обычно по итогам месяца поставщик (или оператор) выплачивает оператору (или субагенту) вознаграждение. Оно тоже отражается в облагаемых доходах сразу, как только получено (подп.9 п.1 ст.251 НК РФ) .


Пример 1

ООО "Спринт", применяющее УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, принимает платежи от физических лиц через терминал в качестве агента. Согласно договору, заключенному с поставщиком, с каждого платежа агент вправе удерживать комиссию в размере 3%. Кроме того, по итогам каждого месяца ему полагается вознаграждение, равное 1,2% от суммы, переведенной поставщику.

В октябре 2009 года пользователи сотовой связи уплатили через терминал, принадлежащий ООО "Спринт", 315 000 руб. Поставщик перечислил вознаграждение 2 ноября. Отразим в налоговой базе доходы ООО "Спринт".

Комиссию в размере 9450 руб. (315 000 руб. х 3%) следует включить в облагаемые доходы, но не всю сразу, а по мере поступления денег в терминал, то есть ежедневно отражать по 3% с суммы, полученной от клиентов. Остальная часть, перечисленная на расчетный счет поставщика, - 305 550 руб. (315 000 руб. - 9450 руб.) на налоговую базу не повлияет. 2 ноября 2009 года нужно увеличить доходы на вознаграждение. Оно составляет 3666,6 руб. (305 550 руб. х 1,2%).


Налоговый учет расходов

Обсудим некоторые характерные затраты. Напомним, что учесть их могут лишь те организации и предприниматели, которые применяют упрощенную систему с объектом налогообложения доходы минус расходы.

Затраты на покупку и установку

Как правило, стоимость терминала превышает 20 000 руб., а срок полезного использования - 12 месяцев. Значит, он является амортизируемым имуществом и относится к основным средствам (п.4 ст.346.16 и п.1 ст.256 НК РФ). Затраты на покупку таких объектов признаются согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ и списываются равными долями поквартально в течение налогового периода после оплаты и ввода в эксплуатацию (подп.1 п.3 ст.346.16 и подп.4 п.2 ст.346.17 НК РФ). Имеется в виду, что покупка совершена, когда применялась упрощенная система. Если объект приобретен раньше, при другом налоговом режиме, его остаточная стоимость учитывается в зависимости от срока полезного использования (подп.3 п.3 ст.346.16 НК РФ) .

Об этом можно прочитать в статье "Учет основных средств, приобретенных до перехода на упрощенную систему" // Упрощенка, 2009, N 4, а также на с.60

Заметим, что при упрощенном режиме первоначальная стоимость основных средств определяется по правилам бухгалтерского учета (п.3 ст.346.16 НК РФ). Согласно пункту 8 ПБУ 6/01 , утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н , в нее входят суммы, затраченные на приобретение, перевозку и доводку объекта до рабочего состояния. Поэтому транспортные расходы и плата за подключение к электросети увеличат первоначальную стоимость терминала.


Пример 2

ООО "Молния" применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. 19 октября 2009 года общество купило и рассчиталось за платежный терминал стоимостью 56 000 руб. (в том числе НДС 8542,37 руб.). 21 октября терминал перевезли, оплатив доставку, а 22-го - подключили. Стоимость транспортных услуг - 8500 руб. (без НДС), установки - 6200 руб. (без НДС). Терминал введен в эксплуатацию 23 октября. Отразим затраты на его покупку в налоговой базе.

Первоначальную стоимость составят суммы, уплаченные за терминал, его доставку и подключение. Она равна 70 700 руб. (56 000 руб. + 8500 руб. + 6200 руб.). Терминал приобретен, оплачен и введен в эксплуатацию в IV квартале 2009 года. Значит, 70 700 руб. можно отразить в разделе 1 Книги учета доходов и расходов 31 декабря (таблица на с.84).

При упрощенной системе НДС не возмещается, поэтому его включают в первоначальную стоимость основных средств

Если терминал арендуется, расходы признаются согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ . Только нельзя забывать, что при упрощенной системе это возможно после их осуществления и оплаты (п.2 ст.346.17 НК РФ). Поэтому аванс списывается лишь после того, как закончится оплаченный месяц. Кстати, чтобы установить терминал, достаточно квадратного метра площади, которую точно так же можно арендовать, а плату за нее включать в налоговую базу (подп.4 п.1 ст.346.16 НК РФ).

Таблица. Фрагмент заполнения Книги учета доходов и расходов ООО "Молния" за IV квартал 2009 года

Дата и номер первичного документа

Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы

Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы

Итоговое значение графы 12 раздела 2 за IV квартал 2009 года

Учтена в расходах покупная стоимость терминала

…Выручку из терминалов извлекают специальные службы. При упрощенной системе признается стоимость услуг кредитных организаций (подп.9 п.1 ст.346.16 НК РФ). Инкассация является банковской услугой (ст.5 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1), поэтому издержки на нее учитываются.

Некоторые владельцы страхуют терминалы от вандализма, пожара и взломов. К сожалению, при упрощенной системе разрешено учитывать только стоимость обязательного страхования имущества, предусмотренного законодательством (подп.7 п.1 ст.346.16 НК РФ) . Терминалы страхуются по желанию, поэтому стоимость страховки отразить в налоговой базе не удастся.

Многие интернет-магазины, особенно работающие в крупных городах, дают возможность покупателю получить заказанный товар курьером, и оплатить наличными деньгами в момент доставки. Однако для многих интернет-магазинов это превращается в настоящий кошмар – покупка, регистрация, обслуживание кассового аппарата, соблюдение времени выдачи чека, сдача наличных в банк и т.п. Подробнее об обязанности выдавать чек.

Хорошо, что это можно переложить на чужие плечи! Большинство фирм, предлагающих услуги курьерской доставки, могут взять на себя обязанности по получению наличной выручки. В результате вы получаете выручку сразу на расчетный счет, курьерская служба – это агент интернет-магазина. Как организовать документооборот в интернет-магазине при работе с агентом, как вести учет – об этом говорим в статье.

Агент интернет-магазина для приема наличных

Реализацию товаров интернет-магазином через агента можно представить в виде такого алгоритма:

1. Магазин получает заявку от покупателя через сайт или по телефону. Стоимость доставки включается в стоимость заказа.

2. Заказанный товар передается магазином (принципалом) агенту для доставки.

3. Агент доставляет товар покупателю и получает с него наличные (на всю сумму заказа), пробивает кассовый чек.

4. Агент переводит оплату от покупателя на расчетный счет магазина за вычетом своего вознаграждения (обычно берется в %). Услуги по доставке, как правило, оплачиваются отдельно по выставленному агентом счету.

С точки зрения гражданского законодательства агент от имени интернет-магазина (принципала) и за его счет заключает с покупателем договор розничной купли-продажи (ст.1005 ГК). Внешне это выглядит как доставка товара и получение оплаты. С точки зрения законодательства имеет место не доставка, а передача товара покупателю, поскольку, когда курьер приносит покупателю товар, то договор еще не заключен (ст.492,493).

Документооборот между принципалом и агентом

Нормативные документы не регламентируют формы, по которым товар передается агенту от принципала. Поэтому можно создать и согласовать как приложение к договору такие документы, которые будут вам удобны. Как правило, у агента, давно работающего на рынке, уже разработаны такие формы, и он их вам предложит использовать.

На практике документооборот зависит от того, в каком виде товары передаются агенту от принципала.

1. Агент получает от принципала готовую «посылку» под конкретную заявку покупателя, т.е. товар комплектует, упаковывает, маркирует принципал. В этом случае с товаром принципал передает агенту документ, который затем пойдет покупателю. Это может быть накладная или документ с другим названием – см. ниже, а также статью про. Передача скомплектованных заказов агенту может подтверждаться отдельным документов, например, актом.

2. Агент получает партию товара заранее и производит комплектацию и упаковку самостоятельно, при получении подтвержденной заявки от принципала. При передаче партии товара оформляется накладная (например, по форме ТОРГ-12) или акт приема-передачи. Документы для покупателя по каждой заявке формирует агент.

После оказания услуг или по окончанию установленного периода (например, неделя или месяц) агент составляет и направляет принципалу отчет агента по приему денежных средств и доставке клиенту, в котором прописываются подробности выполненных заказов. Пример отчета вы можете видеть на рисунке.

Документооборот между агентом и покупателем

Теперь поговорим о том, какие документы должен передать агент покупателю. При этом будем иметь в виду следующее:

1. Для заключения договора розничной купли-продажи достаточно передачи покупателю кассового чека (ст.493 ГК).

2. Агенту необходимо иметь подтверждение того, что товар действительно передан покупателю (а это значит, что только выбить чек недостаточно).

3. Покупателю согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом (утв. Постановлением правительства от 27.09.2007г. №612 необходимо довести дополнительную информацию до покупателя (название, свойства, цена товара, условия покупки, правила пользования, возврат и др.). Это тоже нужно сделать в письменном виде.

Получается, что передать покупателю только один кассовый чек недостаточно. Тем более что в чеке будут фигурировать реквизиты агента, а не интернет-магазина. Поэтому нужно, чтобы покупатель понимал, что агент действовал от имени магазина, а в случае претензий обращался в магазин, а не к агенту.

При продаже через агента не получится использовать товарный чек, т.к. он не содержит подписи покупателя, и к тому же на руках у агента снова ничего не остается.

Поэтому принципалу и агенту следует согласовать форму специального документа. Назвать ее можно как угодно, пусть это будет накладная. В ней можно указать следующую информацию:

Описание заявки покупателя – что заказано: название товара, количество, цена, итоговая стоимость и др.;

Данные продавца: название, ИНН, контактная информация;

Действие агента по поручению магазина на основании договора (дата и номер);

Гарантийные обязательства, порядок предъявления претензий;

Информация о доставке: дата и подпись покупателя о получении товара.

Документ составляется в 2 экземплярах, один остается у покупателя, другой – у агента.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете интернет-магазина при реализации товаров покупателю через агента возникнут следующие проводки:

Дебет 76 – Кредит 41 – товары переданы агенту

Дебет 76 – Кредит 90-1 – признана выручка согласно отчету агента

Обратите внимание: выручку нужно признавать на те даты, когда покупатель оплатил товар агенту! Признается выручка (доходы от продаж) в полном объеме – по суммам, которые уплатил покупатель, без уменьшения на удержанное агентское вознаграждение.

Дебет 90-2 – Кредит 76 – списана себестоимость переданных и проданных товаров согласно отчету агента

Дебет 51 – Кредит 76 – поступила на расчетный счет выручка от агента за минусом агентского вознаграждения

Дебет 44 – Кредит 76 – начислено вознаграждение агента (на дату отчета агента)

Дебет 44 – Кредит 76 – выставлен счет агентом за услуги по доставке

Дебет 76 – Кредит 51 – оплачены услуги по доставке с расчетного счета

Если вам нужна консультация по бухгалтерскому учету и налогообложению в интернет-магазине, пишите мне на странице . Узнайте, чем я могу помочь интернет-предпринимателям, загляните на страницу .

С 1 января 2010 года вступит в силу новый Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"*, который будет регулировать отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежными терминалами денежных средств, направленных на исполнение обязательств физического лица перед поставщиком по оплате работ, услуг. Комментирует и анализирует новшества И.А. Баймакова, эксперт по вопросам налогообложения.

Платежные агенты

Многие жители нашей страны уже привыкли использовать платежные терминалы, а в ряде случаев и банкоматы для оплаты услуг сотовой связи, телевидения, коммунальных и некоторых других услуг. Причем если 3-4 года назад через терминалы мы оплачивали в основном услуги сотовых операторов, то за последние год-два перечень оплачиваемых услуг серьезно расширился. В зависимости от региона и используемой платежной системы через платежный терминал можно оплатить, например, кредит в банке, штрафы в ГИБДД, охрану помещений, питьевую воду, положить деньги в "электронный кошелек" и т. п. В ряде случаев прием денежных средств от населения в оплату услуг сторонних организаций может осуществляться и в несколько иной форме, например, в некоторых крупных универсамах можно оплатить услуги сотовой связи на кассе. Динамика рынка таких услуг свидетельствует о существовании устойчивого спроса на данную услугу и постоянное расширение видов работ, услуг, которые могут быть оплачены через организации-посредники.

Вместе с тем в настоящее время данная сфера деятельности недостаточно урегулирована законодательно. Практически единственным нормативным правовым актом, определяющим порядок осуществления расчетов при приеме денежных средств от физических лиц является Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1842-У "О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями". Определенный указанием порядок предусматривает в качестве обязательного условия для осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц наличие договора между коммерческой и кредитной организациями, а также необходимость заключения коммерческой организацией договоров с организациями-получателями средств о переводе денежных средств в их пользу.

С 1 января 2010 года вступит в силу новый Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ). Данный закон будет регулировать отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате работ, услуг, а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Деятельность платежных агентов по приему денежных средств можно рассматривать как "усеченный" вариант посреднической деятельности. Ведь обязанностью платежного агента является исключительно прием денежных средств, их зачисление на расчетный счет и перечисление поставщику.

Учитывая, что принятый закон связан как с регулированием гражданско-правовых отношений в сфере наличного денежного оборота, так и с осуществлением безналичных расчетов, закономерно, что изменения затронули Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности") и Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).

Помимо данных двух законов принятие Федерального закона № 103-ФЗ повлекло за собой необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I "О защите прав потребителей", а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях. А изменениями, внесенными в Жилищный кодекс РФ, предусмотрена возможность внесения платы за жилое помещение и осуществление расчетов по коммунальным услугам через платежных агентов и банковских платежных агентов.

Данные изменения в законодательство внесены Федеральным законом от 03.06.2009 № 121-ФЗ (далее - Федеральный закон № 121-ФЗ) и вступают в силу с 01.01.2010 (за исключением изменений в части Федерального закона № 115-ФЗ). Изменения, внесенные Федеральным законом № 121-ФЗ в Федеральный закон № 115-ФЗ, вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 08.06.2009, в "Парламентской газете" - 09.06.2009).

Изучаем новые термины

В первую очередь хочется отметить, что рассматриваемым федеральным законом впервые введены в гражданско-правовой оборот понятия платежного агента, оператора по приему платежей и платежного субагента.

Разберемся, чем характеризуются данные понятия.

Платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.

Исходя из приведенного определения, можно говорить о том, что платежным агентом может являться любой субъект предпринимательской деятельности. Однако деятельность платежных агентов не распространяется на следующие виды расчетов*:
1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Федеральным законом № 103-ФЗ;
2) между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и занимающимися частной практикой и, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
3) в пользу иностранных юридических лиц;
4) осуществляемых в безналичном порядке;
5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Примечание:
* Подпункт 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 103-ФЗ.

Платежный агент может осуществлять свою деятельность либо в статусе оператора по приему платежей, либо в качестве платежного субагента.

Оператор по приему платежей - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Осуществление деятельности оператора по приему платежей индивидуальными предпринимателями действующим законодательством не предусмотрено.

Платежный субагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Таким образом, основным отличием между данными двумя категориями платежных агентов является способ заключения договора: либо непосредственно с поставщиком, реализующим товары (работы, услуги), либо с оператором.

Стоит отметить, что в отношении деятельности платежных субагентов предусмотрено дополнительное ограничение, предусматривающее запрет на осуществление приема платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Помимо понятия платежный агент в гражданский оборот Федеральным законом № 121-ФЗ дополнительно введен термин - банковский платежный агент . Статьей 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", изложенной в новой редакции, предусмотрено, что кредитные организации также вправе привлекать для принятия от физических лиц денежных средств организации, не являющиеся кредитными, а также индивидуальных предпринимателей. Такие лица признаются банковскими платежными агентами. При этом банковские платежные агенты могут направлять получаемые от физических лиц денежные средства не только на цели аналогичные тем, которые предусмотрены для платежных агентов, но и зачислять их на банковские счета физических лиц. Кроме того банковские платежные агенты могут быть привлечены "для осуществления операций с использованием платежных карт, а также для передачи кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам и составления документов, подтверждающих соответствующие операции, не связанных с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности и частной практики" .

Для осуществления своей деятельности банковский платежный агент обязан заключить с кредитной организацией соответствующий кредитный договор. При этом передоверие другим лицам осуществления приема платежей физических лиц не допускается.

Специально для банковских платежных агентов внесены изменения в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", предусматривающие соблюдение данными лицами тайны об операциях по счетам и о счетах физических лиц, чьи платежи принимаются ими в соответствии со статьей 13.1 данного закона.

Дополнительные обязанности возлагаются и на кредитную организацию, которая должна вести перечень банковских платежных агентов, с которыми у кредитной организации заключены договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, с указанием адресов всех мест приема платежей физических лиц по каждому банковскому платежному агенту.

Нетрудно предположить, что банковскими платежными агентами и операторами по приему платежей будут являться юридические лица - организаторы платежных систем, а их агенты, как организации, так и многочисленные индивидуальные предприниматели, будут выполнять роли платежных субагентов.

Кроме того, статьей 2 Федерального закона № 103-ФЗ даны определения поставщика и плательщика. Данные определения, по мнению автора, не требуют подробных комментариев, так как из смысла данного закона ясно, что поставщиком является субъект предпринимательской деятельности, реализующий товары (выполняющий работы, оказывающие услуги), а плательщиком - физическое лицо, исполняющее обязанность по оплате соответствующих товаров, работ, услуг. Заслуживает дополнительного внимания то обстоятельство, что к категории поставщиков отнесены юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Порядок осуществления деятельности по приему платежей физических лиц

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Особо важным представляется то обстоятельство, что обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту/банковскому платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту. Таким образом, от физического лица не требуется какого-либо дополнительного подтверждения поступления/зачисления средств на счет поставщика. Указанный порядок определен пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ и статьей 37 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I "О защите прав потребителей".

Для начала осуществления деятельности по приему платежей физических лиц обязательным является заключение соответствующего договора либо с поставщиком, либо с кредитной организацией. В договоре необходимо зафиксировать, в том числе:

  1. От чьего имени - своего или поставщика - осуществляется деятельность.
  2. Распространяется ли действие договора на весь ассортимент товаров (работ, услуг) или только на часть реализуемой продукции.
  3. Способ обеспечения исполнения обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов.
  4. Возможность привлечения платежных субагентов.

Аналогичный порядок с учетом ограничений, определенных статьей 1009 ГК РФ "Субагентский договор", предусмотрен и в части заключения договоров между оператором по приему денежных средств и платежными субагентами. При этом платежный агент вправе действовать исходя из условий договора от своего имени, от имени оператора по приему платежей либо от имени поставщика.

Также в статье 11 Федерального закона № 103-ФЗ отмечено, что запрещена деятельность платежных агентов без заключения договора, соответствующего требованиям рассматриваемого закона, либо договора, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Дополнительно необходимо отметить, что для осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц платежный агент обязан использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, на который и будут зачисляться полученные от плательщиков средства.

При этом рассматриваемым законом не установлен конкретный срок передачи наличных средств, полученных от плательщиков, в кредитную организацию. Соответственно, такой срок необходимо будет установить в договоре между поставщиком и оператором или в договоре между оператором и платежным субагентом.

В отношении банковских платежных агентов следует обратить внимание, что перечень товаров, работ, услуг, в оплату которых банковский платежный агент не вправе принимать платежи физически лиц, подлежит определению Правительством РФ, а не поставщиком.

Особенности формирования доходов платежных агентов

Доход организаций и индивидуальных предпринимателей - платежных агентов/банковских платежных агентов может формироваться как за счет плательщиков-физических лиц, так и за счет поставщиков/кредитной организации.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком. Такая практика применяется и в настоящее время, когда платежным агентом устанавливается некий размер вознаграждения за оказываемую им услугу, а физическому лицу остается либо согласиться с предлагаемой платой и воспользоваться услугой платежного агента, либо нет.

В случае если платежный агент взимает с плательщика вознаграждение, то денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

Необходимо учитывать, что в получении средств больше всего заинтересован сам поставщик/кредитная организация, так как несвоевременное поступление средств даже в течение непродолжительного времени может повлечь негативные последствия. Таким образом, хочется надеяться, что именно поставщики в большинстве случаев будут выплачивать вознаграждения платежным агентам за осуществляемую в их интересах деятельность. Примечательно, что в законе ничего не сказано о возмездном или безвозмездном характере взаимоотношений между поставщиком и платежным агентом.

Применение контрольно-кассовой техники

Пунктом 12 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что "платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов" .

Особое внимание в данном определении стоит обратить на необходимость использования ККТ с фискальной памятью, что, несомненно, потребует от платежных агентов дополнительных затрат на переоборудование платежного терминала, а также на обязанность по регистрации ККТ в составе платежного терминала и банкомата в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием места ее установки. В форме заявления о регистрации контрольно-кассовой техники указывается адрес и место установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе регистрируемую ККТ. Этот же адрес установки указывается в карточке регистрации ККТ. Данный порядок разъяснен в письме Минфина России от 11.08.2009 № 03-01-15/8-409. Кроме того, в случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки ККТ, входящей в состав платежного терминала. При этом Минфин России в приведенном выше письме разъясняет, что уведомление составляется в произвольной форме, но с обязательным указанием некоторых сведений, в том числе наименования организации, адреса, телефона, данных о руководителе и главном бухгалтере, модели ККТ, организации, осуществляющей техническую поддержку ККТ, а также старого и нового адресов установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе ККТ.

Требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику, определены статьей 5 Федерального закона № 103-ФЗ, а банковским платежным агентом - статьей 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Помимо "привычных" реквизитов чека ККМ, предусмотренных Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 № 745, можно увидеть и дополнительные обязательные реквизиты, среди которых:

  • наименование оплаченного товара (работы, услуги);
  • адрес места приема денежных средств;
  • размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
  • наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;
  • номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

Кроме того, законом предусмотрен перечень обязательной информации, предоставление которой должен обеспечить платежный агент в каждом месте приема платежей.

Подобные требования предусмотрены и в отношении банковских платежных агентов.

При приеме денежных средств платежный агент вправе использовать платежные терминалы, а банковский платежный агент - платежные терминалы и банкоматы.

Стоит отметить, что ранее, несмотря на широкое распространение платежных терминалов и банкоматов, в законодательстве отсутствовали их определения. Данный пробел был устранен Федеральным законом № 103-ФЗ.

В Федеральном законе № 103-Ф3 дано следующее определение Платежного терминала - это устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

Требования, предъявляемые к платежным терминалам, определены статьей 6 Федерального закона № 103-ФЗ. В частности, предусмотрено, что платежные терминалы должны содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

  • представление плательщикам определенной информации, предусмотренной статьей 4 Федерального закона № 103-ФЗ;
  • прием от плательщиков сведений о поставщике и приобретаемых товарах (работах, услугах);
  • прием денежных средств, вносимых плательщиками;
  • печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема денежных средств.

Банкомат - устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности) наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам, а также для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений.

Аналогично, в составе банкомата, используемого банковским платежным агентом, также должна быть контрольно-кассовая техника. Особо предусмотрено, что "применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами или банкоматами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица банковского платежного агента не допускается" .

Стоит напомнить, что статьей 2 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что субъекты предпринимательской деятельности вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности, а также при осуществлении некоторых видов деятельности. Однако данный порядок не распространяется на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Кроме того, изменениями, внесенными в статьи 4-6 Федерального закона № 54-ФЗ, определены специальные требования к контрольно-кассовой технике в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами, а также обязанности лиц, их применяющих (за исключением кредитных организаций).

Соблюдение законодательства РФ о противодействии "отмыванию" доходов и финансированию терроризма

Напомним, что законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма состоит из Федерального закона № 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.

Стоит отметить, что согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей только после постановки его на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В настоящее время таким органом является Росфинмониторинг. Кроме того, оператором должны быть в установленном порядке согласованы правила внутреннего контроля, а также проводиться идентификация физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Контроль за деятельностью банковских платежных агентов возложен на кредитную организацию, с которой заключен договор. Несоблюдение банковским платежным агентом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является основанием для расторжения кредитной организацией соответствующего договора.

Дополнительно заслуживают внимания следующие изменения, внесенные в Федеральный закон № 115-ФЗ:

  1. Понижен с 30 000 до 15 000 рублей порог, при котором обязательно проведение идентификации клиента-физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя (статья 7 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом существовавшие ранее "послабления" в части необязательности проверки клиента исключены из закона. Так, например, в настоящее время идентификация не требуется по операциям, связанным с расчетами с бюджетами всех уровней бюджетной системы РФ, связанным с оплатой услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, связанным с осуществлением платы за жилое помещение, коммунальные услуги, уплатой взносов членами садоводческих, огороднических, дачных и т. п. некоммерческих объединений, а также связанным с уплатой алиментов. Начиная с 5 декабря 2009 года, при осуществлении таких платежей у клиента - физического лица будут требовать паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность.
  2. Отдельной статьей определены права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств. Сняты ограничения в отношении контроля за осуществлением операций с денежными средствами или иным имуществом в отношении иностранных публичных должностных лиц (статья 7.2 Федерального закона № 115-ФЗ).
  3. Выделены в отдельную статью обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании иностранных публичных лиц (статья 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ).

Меры ответственности

В завершение необходимо напомнить, что статья 14.5 КоАП РФ дополнена новым положением, предусматривающим ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, а равно применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения.

Размеры административных штрафов такие же, как и в случае неприменения ККТ или отсутствия установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ:

  • на граждан - от 1 500 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей.

Таким образом, с 2010 года вступят в действие обновленные правила осуществления деятельности платежных агентов. Насколько изменится порядок приема денежных средств от населения, а также размер вознаграждения платежных агентов, покажет время.

Таким образом, рассмотренные федеральные законы определяют "законодательные рамки" осуществления деятельности платежных агентов. Можно предположить, что физические лица не почувствуют существенных изменений, оплачивая коммунальные платежи или услуги сотовой связи, в то же время для платежных агентов наступает "жаркий период". Ведь им следует провести тщательную "ревизию" осуществляемой ими деятельности и в случае выявления несоответствия новому закону внести требуемые изменения в договорные отношения, переоборудовать используемые терминалы и банкоматы, а также в необходимых случаях встать на учет в Росфинмониторинге, разработать и согласовать правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ.

Как отразить в учете организации, осуществляющей розничную торговлю, продажу товаров через Интернет, если расчеты с покупателями производятся через агента - электронную платежную систему (ЭПС)? В бухгалтерском учете товары учитываются по продажным ценам. Товар продан через Интернет за 17 700 руб. (в том числе НДС 2700 руб.), торговая наценка составила 5700 руб. Денежные средства поступили на расчетный счет организации в день перехода права собственности на товар к покупателю. Денежные средства, поступившие от покупателя, ЭПС перечисляет на расчетный счет организации за вычетом агентского вознаграждения, включающего НДС и составляющего 1,2% от поступившей ЭПС суммы.

Гражданско-правовые отношения

Правоотношения организации и агента (оператора электронных денежных средств) регулируются нормами гл. 52 "Агентирование" Гражданского кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Реализация товаров на территории РФ является объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Налоговая база определяется на дату перехода права собственности на товар к покупателю как стоимость товара (за вычетом НДС) (п. 2 ст. 153 , абз. 1 п. 1 ст. 154 , пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Налогообложение производится по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Услуги ЭПС приобретены для продажи товара через Интернет, т.е. для осуществления деятельности, облагаемой НДС. Поэтому после отражения в учете причитающегося ЭПС агентского вознаграждения организация может произвести вычет НДС на основании выставленного ЭПС счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171 , п. 1 ст. 172 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Для учета расчетов с ЭПС организация может использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а для учета расчетов с покупателем - счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Выручка от реализации товара включается в состав доходов от обычных видов деятельности (абз. 1 п. 5, п. п. 6.1, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). При этом производится запись по дебету счета 62 и кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка".

Одновременно продажная стоимость товара списывается со счета 41 "Товары" в дебет счета 90, субсчет 90-2 "Себестоимость продаж". Кроме того, производится сторнировочная запись по дебету счета 90, субсчет 90-2, и кредиту счета 42 "Торговая наценка" на сумму торговой наценки, относящейся к проданному товару.

Сумма причитающегося ЭПС агентского вознаграждения (за вычетом возмещаемого НДС) признается расходом по обычным видам деятельности и отражается в составе расходов на продажу записью по дебету счета 44 "Расходы на продажу" и кредиту счета 76 (абз. 1 п. 5, абз. 6 п. 8, абз. 2 п. 9, п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

В рассматриваемой ситуации покупатель производит безналичный платеж организации в форме перевода электронных денежных средств (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"). В соответствии с нормами Федерального закона N 161-ФЗ денежное обязательство плательщика перед получателем средств прекращается при наступлении окончательности перевода электронных денежных средств. Этот момент определяется как момент одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств (ч. 17, 15, 10 ст. 7 Федерального закона N 161-ФЗ). Значит, в этот момент задолженность покупателя по оплате товара погашается, что отражается записью по дебету счета 76 и кредиту счета 62.

Налог на прибыль организаций

На дату перехода права собственности на товар к покупателю полученная выручка (за вычетом НДС) признается доходом от реализации (п. п. 1, 2 ст. 249 , п. 1 ст. 248 , п. 3 ст. 271 НК РФ). Указанный доход для целей налогообложения прибыли уменьшается на стоимость приобретения товара, которая в соответствии с абз. 3 ст. 320 НК РФ относится к прямым расходам (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Сумма удержанного ЭПС агентского вознаграждения (за вычетом НДС) на дату утверждения отчета агента относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 3 п. 1 ст. 264 , пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Признан доход от реализации товара 62 90-1 17 700 Товарная накладная
Списана продажная цена товара 90-2 41 17 700 Бухгалтерская справка
СТОРНО Отражена торговая наценка по проданному товару 90-2 42 5 700 Бухгалтерская справка
Исчислен НДС с выручки от реализации товара 90-3 68 2 700 Счет-фактура
Признан расход в виде агентского вознаграждения, причитающегося ЭПС (17 700 x 1,2%) 44 76 212,4 Агентский договор, Отчет агента
Погашена задолженность покупателя по оплате товара 76 62 17 700 Бухгалтерская справка-расчет
Получены от ЭПС денежные средства (за вычетом суммы агентского вознаграждения) (17 700 - 212,4) 51 76 17 487,6 Выписка банка по расчетному счету
А.С.Дегтяренко, консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению