Типология направлений и программ туристской анимации. Введение

ЛЕКЦИЯ. ТИПОЛОГИЯ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ТУРИСТСКОЙ АНИМАЦИИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЛЕКЦИЯ. ТИПОЛОГИЯ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ТУРИСТСКОЙ АНИМАЦИИ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Литература

Лекция 1. Анимация как вид деятельности. Функции туристской анимации

Принят на заседании кафедры технологий сервиса и туризма 31.08.10 протокол № 1

Конспект лекций разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины ДС.02.02 Анимационный сервис по специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм

Абакан

Конспект лекций

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплинœе

ДС.02.02 Анимационный сервис

Социально-культурный сервис и туризм

Институт технологий сервиса и дизайна

Министерство образования и науки Российской Федерации

Резюме по теме

Вопросы для повторения

1. Какое значение имеют супы в питании?

2. По каким признакам классифицируются супы?

3. Дайте характеристику и опишите технологию приготовления отдельных групп супов.

4. Какие требования предъявляются к качеству и хранению супов различных групп?

Рассмотрено значение в питании и классификация супов. Приведена технология и описаны требования к качеству и хранению супов различных групп.

ГОУ ВПО ʼʼХакасский государственный университет им. Н.Ф. Катановаʼʼ

(на правах рукописи)

2. Разработчик:

Моруденко Юлия Ивановна, старший преподаватель кафедры технологий сервиса и туризма

Зав.кафедрой технологий сервиса и туризма Хортова Марина Викторовна

Понятия: анимация, анимационная технология. Цели и задачи. Типы и функции анимации. Анализ зарубежного и отечественного сектора развлечений и анимации.

  1. Гальперина Т. И. Актерское мастерство в деятельности менеджера туристской анимации: Учебно-методическое пособие. -М.: РИБ ʼʼТуристʼʼ, 2004.
  2. Гаранин Н. И., Булыгина И. И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004.
  3. Курило Л.В. Теория и практика аниации.- М.: Советский спорт, 2006
  4. Приезжева Е. М. Социально-культурная анимация в туризме: Учебно-методическое пособие. - М.: РИБ ʼʼТуристʼʼ, 2003.

В последнее время всœе больше туристских и гостиничных предприятий стали заботиться о предоставлении такой дополнительной услуги, как анимация.

Слово это довольно быстро прижилось в кругах специалистов туристского профиля. Аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно -курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняют: "массовик-затейник". При этом современное понятие анимации несколько шире.

Термина ʼʼанимацияʼʼ (от лат.) ʼʼоживлять, воодушевлять, одухотворятьʼʼ впервые появился в начале 20 века во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

К концу 20 века культурная анимация представляла уже самостоятельное направление в сфере культурного досуга.

Анимация в туризме воспринимается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени . Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Следовательно,тураниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных анимационных программ.

Под анимационной программой мы подразумеваем объединœенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно -оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий.

Кроме понятия "анимационная программа" часто используется понятие "анимационное мероприятие", ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является составной частью анимационной программы. К примеру, в случае если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и т.д.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья.

Анимационная деятельность имеет свои характерные черты:

Осуществляется в свободное время;

Отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и социальных групп;

Обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;

Характеризуется многообразием видов на базе различных интересов молодежи, взрослых и детей;

Носит развивающий, оздоровительный, культурологический и воспитательный характер.

При этом интересно, что одна и та же программа может вызвать у одних людей положительные эмоции, а у других - прямо противоположные. Процесс восприятия предложенных анимационных программ зависит от многих факторов:

Возраста участников или зрителœей;

Уровня образованности;

Этнической принадлежности;

Настроения на момент реализации данной программы и т.д.

Именно в связи с этим важно дифференцировать потребителœей данных услуг заранее, иметь в запасе несколько различных программ или мероприятий, чтобы удовлетворить разные вкусы. Вместе с тем, крайне важно укрепление материально-технической базы анимационных служб на туристских предприятиях.

Для того чтобы анимационные программы были действительно интересными, крайне важно их правильно организовать. Организаторская деятельность предполагает наличие у специалистов умения распределить работу, персонально определить обязанности, права и ответственность, устанавливать время выполнения работ, разрабатывать систему контроля за исполнением принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе.

Сегодня рынок туристских услуг пополняется большим количеством не только экскурсионных, но и анимационных программ. Некоторые мировые туристские маршруты пользуются наибольшей популярностью именно благодаря зрелищным мероприятиям. К примеру, карнавал в Рио-де-Жанейро (Бразилия), коррида (Испания), встреча Санта-Клауса (Финляндия). То есть формируется новый вид туризма - зрелищный туризм, который имеет свою специфику, внутреннее содержание, своих потребителœей.

Типология анимационных занятий

Экономический и социальный эффект от тураниматорской и рекреационной деятельности включает в себя:

1. Экономию рабочего времени и снижение затрат на медицинское обслуживание за счёт сокращения пребывания в больнице и поликлинике.

2. Сокращение временной нетрудоспособности за счёт профилак­тики заболеваемости.

3. Возрастание объёма производства и национального дохода за счет:

‣‣‣ увеличения производительности труда;

‣‣‣ снижения смертности в трудоспособном возрасте.

Предприятия различных видов развлечений, отдыха и культу­ры разделяются условно на три группы.

Первая группа: театры и студии, кинотеатры всœех видов и ран­гов, музыкальное обслуживание и оркестры, танцевальные залы, сту­дии, музыкальные автоматы в местах общественного пользования.

Вторая группа: предприятия, организующие активный отдых для населœения, – плавательные бассейны, роликовые и ледяные кат­ки, тиры, школы верховой езды, клубы игры в гольф, бейсбольные и футбольные клубы, площадки для игры в кегельбан, парки отдыха, прокатные станции лодок и каноэ, пляжи, стадионы, легкоатлетичес­кие поля и т. д. и т.п.

Третья группа: всякого рода азартные игры.

Рассматривая анимационный процесс с точки зрения системного подхода как процесс удовлетворения специфических потребностей человека в общении, движении, культуре, творчестве, развлечении и приятном времяпрепровождении, мы можем выделить несколько видов анимации:

‣‣‣ анимация в движении - удовлетворяет потребность человека в движении в сочетании с приятными переживаниями;

‣‣‣ анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

‣‣‣ анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми интересными людьми, обмен жизненным опытом, в открытии внутреннего мира людей и познание себя через общение;

‣‣‣ анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повсœедневной усталости через успокоение, уединœение, контакт с природой;

‣‣‣ культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно - историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

‣‣‣ творческая анимация - удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

Проведение праздника ʼʼДень Нептунаʼʼ летом, строительство снежной крепости, лучшей ледовой скульптуры, игры в снежки зимой, ʼʼРыцарский турнирʼʼ, ʼʼГладиаторские боиʼʼ, проведение экстремальных игр ʼʼПоследний геройʼʼ, ʼʼНеобитаемый островʼʼ - всœе это важные направления анимационной деятельности в туризме. Стать искателœем приключений, превратить свою жизнь на время отпуска в яркую, насыщенную событиями, наполненную остроумными шутками, весельем и оптимизмом - главная задача туристских фирм и анимационных команд. Туристам не придется скучать, в случае если на протяжении всœего маршрута их ждут разнообразные развлекательные программы, игры, аттракционы, концерты, викторины и тематические вечера, сюрпризы и необычайные встречи.

В любом российском городе в программу обслуживания можно включить посœещение русской избы, стилизованной под старину, отражающей быт и традиции русского народа. На тройках с бубенцами - отвезти туристов к избе, где они увидят театрализованное представление: ʼʼдревние мастераʼʼ в русских национальных нарядах ткут ковры на ткацком станке; плетут корзины, лукошки, лапти; вырезают ложки, плошки; исполняются русские народные песни и танцы.

Также можно подготовить анимационную программу и туристы примут участие в обрядовом празднике ʼʼРусского караваяʼʼ. На поляне расставлены деревянные лавки и столы. В центре - русская печь, которая топится дровами. Звучит гармонь, балалайка, народные песни создают особый колорит. Девушки в нарядных сарафанах с кокошниками приветствуют гостей, встречают хлебом-солью. Туристы готовят пироги, бублики, пряники, караваи, пробуют горячую сдобу, получают в подарок книги с рецептами приготовления русских народных блюд.

Не менее интересно принять участие в ʼʼТурнире богатырейʼʼ, где произойдет встреча с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Для этого возводится крепость, создается старинная атмосфера, происходит театральное представление: скачки на лошадях, метание копья, стрельба из лука, подъем тяжестей, сражение на мечах, прохождение импровизированной средневековой полосы препятствий, проявление смекалки и находчивости. Каждое новое состязание ставит участника перед выбором: сойти с дистанции или продолжить борьбу за звание ʼʼБогатырь земли русскойʼʼ.

Самыми яркими и запоминающимися событиями во время туристских поездок и путешествий, как правило, становятся масштабные театрализованные представления, которые нужнолго захватывают внимание туристов

К таким грандиозным, ни с чем не сравнимым, театрализованным представлениям, относится карнавал в Рио-де-Жанейро .

Венецианский карнавал, и карнавал в Кельне .

пивной карнавал в Мюнхене - " Октоберфест". На этом карнавале ежегодно 6 млн. гостей выпивают около 5 млн. литров пива.

Карнавал в Ульме имеет название "Германское шутовское кольцо". До 14 тысяч участников в экзотических костюмах собираются на него со всœего юго-востока страны.

Романтическая мирная Швейцария предлагает туристам действо с жутким названием "Карнавал чудовищ".

В штате Иллинойс проводится парад домашних животных. Более тысячи детей, одетых в маскарадные костюмы, несут на руках своих кошечек, собачек, хомячков и других домашних любимцев. Зрителœей на этом карнавале собирается до ста тысяч.

Штат Луизиана раз в год вспоминает свое пиратское прошлое, когда корабли местных корсаров бороздили воды озер и заливов. Карнавал "Дни контрабандистов" вызывает всœеобщий энтузиазм. Во всœем мире популярны праздники цветов.

Самый знаменитый цветочный карнавал - в Ницце, менее известный, но не менее интересный Цветочный карнавал в венгерском Дебрецене, а вот в Новой Зеландии настолько любят нарциссы, что организуют торжество исключительно ради этих цветов.

В Испании очень привлекательными для туристов являются театрализованные программы, показывающие фрагменты из истории средневековой Испании, рыцарские бои, и, конечно же, испанская коррида –

Есть в Испании еще одно зрелище, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ только условно можно назвать развлекательным, в большей степени его можно отнести к экстремальным видам спорта или туризма. Это праздник святого Фермина в Памплоне (Севилья). В это день весь город, всœе подростки и взрослые, местные и туристы, - всœе бегут впереди быков, отмахиваясь от них в лучшем случае лишь свернутой в трубочку газетой. Чаще всœего быки поднимают на рога иностранцев, но тем не менее желающих принять участие в данном действе всœегда очень много.

В канун Нового года множество туристов спешит в Финляндию, чтобы встретить Санта Клауса в самом начале его праздничного пути по всœему миру. Это мероприятие обставляется настолько красиво и зрелищно, что всœегда привлекает огромное число туристов со всœех уголков земного шара.

Карнавальное шествие на праздновании 850-летия Москвы по масштабам, фантазии, яркости можно смело ставить рядом с бразильскими карнавальными колоннами. Несколько часов продолжалось шествие на темы из истории Москвы и России. А в это время на Манежной площади шла программа "Московский балаган", посвященная русским традициям.

В августе 2000 года в Москве на ВВЦ прошел Международный карнавал для детей и взрослых - Карнавальная страна, в которой были самые разные города: Вкусный, Веселый, Виртуальный, Город-цирк, Город Кукол.

Очень важны для анимационных зрелищных театрализованных программ привлечение и активизация зрителœей, что является средством приобщения их к культурным традициям, к истории страны, к постижению ее своеобразия, то есть к тому, ради чего многие туристы посœещают различные страны мира.

ЛЕКЦИЯ. ТИПОЛОГИЯ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ТУРИСТСКОЙ АНИМАЦИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЛЕКЦИЯ. ТИПОЛОГИЯ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ТУРИСТСКОЙ АНИМАЦИИ" 2017, 2018.

Классификация туристской анимации с точки зрения потребностей клиента

Список данных потребностей может быть достаточно большим. Это обусловлено тем, что туристы, уезжающие отдыхать, могут подразумевать под этим различные виды досуга. Согласно этому принципу в ходе практики туристского обслуживания сформировались нижеизложенные виды анимационной деятельности.

  1. Анимация в движении – целью данного вида является удовлетворение потребности человека в двигательной активности в сочетании с приятными эмоциями и впечатлениями.
  2. Анимация через переживание – удовлетворение потребности в ощущениях новизны и неизвестности, в предвкушении неожиданных препятствий, которые необходимо преодолеть, в новых открытиях и общении.
  3. Анимация через общение – удовлетворение потребности в знакомстве с новыми и интересными людьми, в анализе внутреннего мира людей и самоанализе при общении с ними.
  4. Анимация через успокоение – удовлетворение потребности человека в переключении от повседневной реальности при помощи успокоения и уединения, контакте с природой.
  5. Культурная анимация – удовлетворение потребности людей в совершенствовании своего духовного мира путем соприкосновения с историко-культурными памятниками региона прибытия.
  6. Творческая анимация – удовлетворение потребности человека в творческой деятельности, в возможности раскрыть свой творческий потенциал, в общении с близкими по духу людьми через совместную творческую работу.

Анимационные программы, понятие технологии анимации

В ходе разработки анимационных программ согласно вышеизложенным видам анимации используется комплексный подход. Это значит, что все виды анимации могут являться отдельными компонентами, из которых в итоге перечисленные виды анимации являются составляющими элементами программ, которые создаются с их учетом.

К примеру, анимационные программы, носящие исключительно развлекательный характер, могут состоять также из спортивных игр, упражнений и соревнований.

Замечание 2

Объединение различных видов анимации предоставляет возможность анимационным программам быть более насыщенными, интересными и полезными для здоровья, поэтому сочетании туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший результат в восстановлении здоровья.

Определение 1

Технология анимации – это комплекс приемов работы аниматора, организацию этого труда, привлечение необходимого инструментария и техники.

Процесс разработки и предоставления анимационных программ – сложная и разноплановая работа, в ходе которой необходимо решить следующие задачи:

  • создать анимационную программу,
  • осуществить экономический расчет стоимости программы,
  • провести рекламную кампанию,
  • реализовать разработку,
  • осуществить творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующей оценкой.

Элементы технологии создания анимационных программ

Технология разработки анимационной программы включает несколько взаимосвязанных подсистем, таких как:

  1. организационную подсистему, подразумевающую объединение работы как анимационной команды экономического, технического, рекламного отделов;
  2. инструкторско-методическую подсистему, в ходе которой создаются и перерабатываются сценарии мероприятий, разрабатываются тексты экскурсий, подбираются спортивные занятия, составляются маршруты походов с дальнейшей разработкой методических рекомендаций учетом общего опыта;
  3. режиссерскую подсистему, где осуществляется распределение ролей, создается план репетиций, осуществляется постановка;
  4. техническую подсистему, обозначающую подготовку площадки, где будут проводиться мероприятия, находится реквизит и декорации, настройку освещения и музыкального сопровождения, подбор костюмов и прочее.

Замечание 3

Все подсистемы формируют систему технологии, которая служит базой для работы анимационной службы.

Технологический процесс разработки анимационной программы включает следующие элементы:

  1. объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (коллективы людей и отдельные личности);
  2. субъект деятельности: руководители, специалисты анимационной службы;
  3. собственно анимационная деятельность (процесс воздействия субъекта на субъект) со всеми ее компонентами.

Каждый элемент технологического процесса активно взаимодействует и оказывает влияние на другой, образуя единую систему. Главным элементом данной системы являются люди, туристы, гости как объекты анимационной деятельности. Программы разрабатываются с учетом удовлетворения их духовных и физических потребностей. Что требует от специалистов постоянного изучения потребительского рынка, его настроений, интересов и запросов.

Анимационный сервис в туризме представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. Анимационный сервис - деятельность по формированию, продвижению и реализации анимационных программ разного назначения, обеспечивающих интересные, развивающие и духовно обогащающие досуговые программы туристского пребывания.

Разнообразие функций туристской анимации, которые были рассмотрены в 1.1., обусловило многообразие видов анимационной деятельности, а, следовательно, многообразие видов и форм самих анимационных программ, используемых в туристской деятельности.

В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-творческие, образовательные потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

К анимационному обслуживанию относятся малые и крупные формы представлений, развлекательные мероприятия, конкурсные игровые программы, дегустация спиртных напитков с привлечением элементов театрализации. Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой, сколько вовлечением туристов в действие, их участием в нем.

Анимационный сервис может быть представлен следующими видами:

    анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.);

    анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.);

    анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов. Например, скучный когда-то и редко посещаемый музей первых английских переселенцев в г. Плимуте (США) превратился сегодня в национальное шоу при помощи анимационной организации экспозиции в натуральную величину (деревня с живыми персонажами, осуществляющими основные работы по дому, огороду и др.);

    анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу).

Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы. Ежегодно наиболее крупные центры развлечений посещает до 10 млн. гостей. Наибольшей популярностью подобные туры пользуются у любителей семейного отдыха, молодоженов и небольших молодежных групп. Интересно, что большинство посетителей парков - не дети, на которых они были рассчитаны, а взрослые. Основные посетители парков в разных странах - зарубежные туристы. Наряду с интересными и захватывающими аттракционами главной привлекательной чертой тематических парков является происходящее вокруг действо. Так например, американский парк Уолта Диснея - это настоящая индустрия отдыха и развлечений, устроенная с истинно американским размахом. Его уникальность как туристского продукта состоит не только в том, что он имеет свою собственную сложную инфраструктуру, предназначенную для развлечений, размещения, питания, обучения, и свою собственную жизнь, в которую включаются туристы, встречая на улицах парка и среди аттракционов различных героев мультфильмов и художественных фильмов Диснея. Привлекательны для туристов завтраки и ужины в окружении героев Диснея. Кроме того, ни за какие деньги не купишь ощущение сказки, в которой находишься круглосуточно;

5) спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера);

6) гостиничной анимацией (развлекательные, спортивно-оздоровительные мероприятия, вечера отдыха, работа мини клубов, кафе, баров в гостиницах). Аниматоры (чаще всего молодые люди) работают с туристами постоянно, можно сказать, круглые сутки.

Согласно одной из классификаций, предложенных Н.И. Гараниным и И.И. Булыгиной туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия:

1. Анимационные туристские маршруты - целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, осуществляемых в разных географических точках. В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по «духовному», стимулирующему душевные силы. Такая анимационная программа представляет собой ценообразующий фактор в турпродукте. Обычно эти программы предназначены для индивидуалов или однородных туристских групп, объединенных одним духовным интересом (профессиональным, хобби).

К данному типу относятся такие виды анимационных программ как: культурно-познавательные и тематические; фольклорные, литературные, музыкальные, театральные, искусствоведческие, научные, фестивальные, карнавальные, спортивные. Или, например, турпоездки, организованные для любителей игры в казино по казино-центрам, расположенным в разных странах.

2. Дополнительные анимационные услуги - анимационные программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, в технологических перерывах, обусловленных переездами, задержками в пути (судно, поезд, автобус, гостиница, вокзал и т.д.), в случае непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курортах), отсутствии снега в горнолыжных курортах и др.

3. Гостиничная анимация - комплексная рекреационная гостиничная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом, на человеческой близости, на совместном участии аниматора и туриста в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса, преследующая цель реализации новой философии гостиничного обслуживания, повышения качества обслуживания, уровня удовлетворенности туриста отдыхом и используемая в маркетинговой стратегии гостиницы как одна из главных привлекательных услуг.

Путешествующих туристов объединяет не только интерес к культуре, обычаям, традициям народов мира, желание познакомиться с уникальными памятниками художественной культуры человечества, лучшими образцами мировой и отечественной литературы, музыки, театра, но и желание отдохнуть и развлечься. Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.

Анимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХв. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже - Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях. Танцорам и циркачам была предложена несколько иная сфера деятельности - не просто концертные программы, но еще и общение с гостями в непринужденной обстановке. В середине 90-х годов получили распространение школы аниматоров, где обучались как сами турки, так и иностранцы, в том числе прибывшие из России.

В последнее время все больше туристских предприятий стали заботиться о предоставлении анимационных услуг. Как нам уже известно, аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно-курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняли: "массовик-затейник". Однако современное понятие анимации несколько шире. Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов.

Программное анимационное воздействие на человека во время его отдыха в той или иной мере способствует сохранению и восстановлению его здоровья: соматического, физического, психического, нравственного. Эти компоненты здоровья и определяют соответствующую условную типологию направлений и программ туристской анимации:

Первый тип – спортивные, спортивно-оздоровительные, спортивно-развлекательные программы.

Второй тип – зрелищно-развлекательные, приключенческо-игровые программы.

Третий тип – познавательные, спортивно-познавательные, культурно-познавательные, экскурсионные, обучающие, любительские и творческо-трудовые программы.

Четвертый тип комплексные программы, комбинированные из однородных программ.

Для каждого из этих направлений можно выделить характерные формы анимационной деятельности.

Спортивные анимационные программы предназначены для туристов, увлекающихся тем или иным видом спорта и при­ехавших в спортивно-туристский комплекс для занятий спортом по определенной системе тренировок в сочетании с отдыхом.

Спортивно-оздоровительные программы отличаются от спортивных тем, что они рассчитаны на туристов, любителей спорта и активного отдыха, для которых туркомплекс – это единственное место и возможность восстановления сил и здоровья через активные физическое нагрузки в условиях чистой природы и чистого воздуха.

Спортивно-развлекательныепрограммы ориентированы на туристов любого возраста. Они строятся на вовлечении туристов в активное движение через заманчивые, увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания.

Спортивно-познавательные программы строятся на приобщении туристов к духовно-нравственным ценностям в процессе активного отдыха (походы, пешеходные экскурсии).

Экскурсионные программы составляются из различных видов экскурсий, а обучающие программы помогают туристам приобрести различные умения и навыки (в плавании и других различных видах спортивных занятий, ремесел).

Культурно-познавательныеанимационные программы туркомплекса строятся на приобщении туриста к культурно-историческим и духовным ценностям нации, страны, местного населения и включают: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, национальных фольклорных мероприятий, концертов, вечеров поэзии, встреч с известными деятелями культуры. Некоторые из этих программ зависимы от платежеспособности туристов, уровня их интел­лектуального развития.

Приключенческо-игровые анимационные программы строятся на соприкосновении туриста с интересным, волнующим, необычным (например, участие в ролевых играх и конкурсах, посещении пещер, пиратской вылазке, вечере народных преданий и легенд, ночном походе, ночном спуске на горнолыжном курорте, в тематическом пикнике). Эти программы имеют спрос независимо от возраста, пола, национальности, образования отдыхающих.

Любительские (творческо-трудовые) анимационные программы строятся на привлечении туристов к творчеству, со­творчеству, состязанию в изготовлении местных поделок, что вызывает у них интерес к национальным особенностям местного населения. После участия в такой программе гость отмечает, что он научился общению на местном национальном языке, по­знакомился с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т.д. Формы проведения этих программ могут быть самыми разнообразными: аукцион поделок из природных материалов, конкурс любительской фотографии, фестиваль авторских стихов и песен, концерт вокальных и инструменталь­ных исполнителей, выставка детского рисунка, песочной скульптуры и т.д.

Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцевальные вечера, концерты художественной самодеятельности и т. д.

Для того, чтобы удачно составить развлекательную программу для отеля, необходимо определиться с рядом критериев, а именно, с:жанром, при котором создается особая атмосфера и ощущения для зрителей (драма, клоунада, мюзикл и т.д.).

Анимационные программы типа «общение по интересам» являются по сути дела комбинациями из упомянутых программ, однако здесь необходимо уделить больше внимания той непринужденной, ненавязчивой, комфортной обстановке, которая располагала бы к общению соответственно интересам, желаниям, темпераментам, национальностям и т.д. Для этого необходим хороший аниматор – «затравщик», катализатор такого общения. При разработке этих программ ставятся, в частности, следующие цели:

    удовлетворение потребности самовыражения;

    поощрение туристов (гостей, отдыхающих) в развитии своих умений;

    направление развлечений и навыков в созидательное русло;

    избавление от ежедневных проблем и стрессов;

    изменение имиджа и расслабление напряжения;

    приобретение дополнительных знаний в области культуры.

Таким образом, анимационной деятельности в социально – культурном сервисе и туризме - это туристская услуга, при которой происходит взаимодействие аниматора с туристом посредством вовлечения его в активное действие, целью и результатом которой является удовлетворенность туриста отдыхом, стимулирование его активности, хорошего настроения, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил, а также, развлечение людей на фестивалях, экскурсиях и других видах отдыха. Для того чтобы удовлетворить потребности гостей раз­ных национальностей, возрастов, достатков и возможностей (физических, интеллектуальных и т. д.), программы анимации должны меняться на протяжении всего сезона по содержанию, интенсивности, времени проведения и по другим параметрам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретические аспекты анимационных услуг, предоставляемых предприятием сферы сервиса. Гостиничные анимационные услуги и программы. Резюме ЗАО "Пасифик". Финансовая стоимость и рентабельность предложенной анимационной программы "Школа волшебников".

    дипломная работа , добавлен 26.06.2012

    Значение, особенности гостиничной анимации. Гостиничные программы и анимационные услуги. Зрелищно-развлекательные программы. Организация работы развлекательной службы гостиничного предприятия. Технология создания и реализации. Разработка правил поведения.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2014

    Теоретические аспекты перспектив развития анимации в туризме. Исследования подготовки, технологии разработки анимационного обслуживания для детей. Разработка детской анимационной программы обслуживания на территории отеля "Планерное" в Химкинском района.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2010

    Типология, виды и функции анимации в формировании санаторно-курортных услуг. Анализ показателей деятельности санаториев Приморского края. Разработка перечня услуг комплекса "Седанка". Анимационные программы для смешанных взрослых групп и для детей.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2012

    Анимационное обслуживание в отелях. Создание определенного климата в гостинице. Анимационные программы в индустрии гостеприимства. Спортивно-оздоровительное направление. Культурно-досуговые мероприятия. Анимации в России. Консьерж тот же аниматор.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2007

    Расположение, вместимость и сервис отеля Esperides Sofras. Ознакомление с тематическими развлекательными программами для детей 6-12 лет. Разработка анимационной программы для пассивных туристов на 10 дней пребывания в санаторно-курортном заведении.

    контрольная работа , добавлен 29.05.2014

    Понятие анимационной программы. Особенности, присущие различным возрастным категориям отдыхающих на туристских объектах. Технология создания и задачи анимационной программы. Особенности тематических мероприятий. Разработка композиции будущего сценария.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2011

    Специфика и значимость игры в туристской анимационной деятельности для детей. Разработка игровой анимационной программы для детей на основе анализа региональной анимационной деятельности в туристской сфере и потребностей клиентов в анимационных услугах.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2014

Создание устойчивых тенденций развития туризма возможно при условии постоянного повышения качества туристских услуг. В настоящее время запросы и интересы туристов во всем мире непрерывно меняются и растут, усложняется структура досуга. Относительно новым, по крайней мере для большинства неискушенных россиян, может считаться понятие «туристская анимация». Данная форма досуга становится одной из самых популярных среди туристов, и рынок не может не реагировать на происходящие изменения. Туристская анимация стала специфичным туристским продуктом и необходимым элементом туристских программ. Следовательно, подготовка аниматоров является приоритетной задачей при обучении студентов специальностей 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» и 100201 «Туризм». Исходя из этого, формулируются задачи дисциплины «Анимация в туристской индустрии»:

    показать значение и роль организации программ проведения свободного времени в туристской деятельности;

    раскрыть понятие анимации в туристской деятельности;

    познакомить с функциями и видами анимации в туристской деятельности;

    охарактеризовать направления анимационного движения в анимации;

    изучить методические основы организации анимационной деятельности в туризме.

Реализация поставленных задач нашла свое отражение в данном учебно-методическом пособии, где излагаются ключевые понятия и сущность анимационной деятельности в туристской индустрии. В концентрированной, удобной для восприятия форме показано влияние туристской анимации на содержание и качество туристского продукта.

Представленный курс практических занятий направлен на раскрытие и развитие творческих способностей, получение практических навыков работы аниматора и предоставляет реальную возможность активизации творческого начала. Все это оказывает непосредственное влияние на формирование личностных качеств специалиста туристской анимации.

1. Конспект лекций по дисциплине

«АНИМАЦИЯ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ»

Лекция 1. Введение в курс «Анимация в туристской индустрии»:

основные понятия

    Определение понятий «досуг», «рекреация», «отдых».

    Определение понятий «анимация» и «анимационный сервис».

    Предпосылки возникновения анимационного сервиса.

    Определение понятий «досуг», «рекреация», «отдых»

Ученые утверждают, что развитие современной цивилизации в наше время зависит уже не столько от научно-технического прогресса, сколько от совершенствования человека. Активное освоение личностью общественных и производственных отношений зависит от интересов и потребностей личности, ее политического, культурного и нравственного развития в сфере производства и досуга.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как «досужий» – умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала ХХ в. понятие «досуг» означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время 1 .

Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. Следовательно, занятия определенными видами деятельности оказываются важными не столько для общества, сколько для личности. Они представляют собой дополнительный вид занятий по отношению к основному производственному роду деятельности. При этом не исключено, что на определенных этапах исторического развития какое-то из этих занятий поднимается до ранга основного. Об этом свидетельствует, например, развитие различных видов интеллектуальной и художественной деятельности от ранних исторических этапов до настоящего времени.

В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечении и т.д. Постепенно познавая возможности досуга, способствующего укреплению социального общества, на ранней стадии развития цивилизации были официально установлены, прежде всего, такие формы, как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, то есть одинаково важными для всех членов социальной или этнической общности. Поэтому общество заинтересовано в сохранении и развитии праздников, обрядов, ритуалов, коллективных форм общения, развлечения и отдыха.

В подходах к пониманию досуга до сих пор нет полного единства в определении. Существует три позиции в определении понятия «досуг»:

      деление временного отрезка на рабочее и внерабочее время, где «досуг» и «внерабочее время» рассматриваются как одно и то же;

      отождествление понятий «досуг» и «свободное время»;

      досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения.

Сегодня в энциклопедиях и справочниках «досуг» и «свободное время» между собой уравнивают.

Советский энциклопедический словарь дает такое определение: «досуг (свободное время) – часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую (в том числе общественную) деятельность; учебу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, книг, посещение кино и т.д.); спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми» 2 .

В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Ценность – это повседневный ориентир, с помощью которого человек сообразует свои мысли и действия с социальной действительностью. Это то, что побуждает его и чем он руководствуется в своей жизнедеятельности. Естественно, что ценностные ориентации существуют у человека и по отношению к свободному времени.

Идеология демократических обществ в области свободного времени базируется на фундаментальном праве человека – распоряжаться своей свободой и осуществлять свою жизнедеятельность исходя из личных потребностей и интересов. В связи с тем, что обществу небезразлично, как и на что человек расходует свое свободное время, оно, с одной стороны, формирует ценностные ориентации, с другой – создает инфраструктуру его организации и проведения.

Свободное время относится к центральным ценностям человека, поэтому особое место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга. При этом сегодня необходимо учитывать прогрессирующую динамику производства, экологическую опасность существования и жизнедеятельности, влияние новых средств массовой информации, растущее количество возможностей организации свободного времени. Все это сопровождается значительным изменением жизненных ценностей, которое характеризуется стремлением к оригинальности, проявлением индивидуальности, устремленностью к самодеятельным решениям на основе собственной компетентности.

Досуг также выступает в качестве источника изменения и преобразования ценностей. Жизнедеятельность и развитие являются продуктом не изолированного, а общественного человека, для которого разделение труда и социальная организация связаны с их последствиями.

Рекреация – производное от латинского recreation , что в переводе означает «восстановление», «отдых». Значение данного термина ясно указывает на тесную связь рекреации с функциями, имеющими отношение к восстановлению или обновлению каких-либо качеств человека. С точки зрения производимого эффекта рекреация – это процессвосстановления психофизического баланса человеческого организма 3 .

Рекреация предполагает включение человека в специфические, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным существенным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией, так как в нее могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности (например, хулиганство). Однако рекреационными являются лишь виды деятельности, создающие оздоровляющий, восстанавливающий эффект, то есть конструктивные, положительные, социально оправданные виды занятий. Рекреационная деятельность – деятельность в свободное время, доставляющая удовольствие и обладающая социально приемлемыми качествами.

В «Энциклопедии туризма» рекреация определяется как: «1) расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных); 2) любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил; 3) наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; 4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды» 4 .

Во всех определениях подчеркиваются ценностные и деятельностные аспекты рекреации, т.е. рекреация определяется как деятельность, которой присущи социально оправданные цели и организация. Рекреационные программы строятся с учетом досуговых интересов широкой общественности, населения и туристов.

Понятие «рекреация» тесно связано с понятием «отдых».

Отдых –это средство, с помощью которого происходит восстановление (рекреация) сил и работоспособности человека (например, медики считают наиболее продуктивным отдыхом сон) 5 . Таким образом, досуг является лишь частью отдыха, поскольку не включает время на сон и другие непреложные затраты, которые можно назвать отдыхом.

В человеческой деятельности интерес представляет культурный досуг , который можно рассматривать как творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, туризм, самоорганизация досуга и др. . Время, которое люди посвящают не деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитием, а активному, ориентированному на получение удовольствий и радостных впечатлений времяпрепровождению.

Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно-организационный. Существуют и другие классификационные признаки.

В контексте общей характеристики теоретики классифицируют досуг как временное пространство, деятельность, состояние и холистический (целостный) образ жизни.

Количественная концепция досуга (рассмотрение досуга в качестве определенного временного пространства) возникла в ХIХ в. на Западе в связи с разграничением жизнедеятельности людей в условиях капитализма на рабочее время и свободное время вне работы. Данная концепция наиболее распространена и в настоящее время. Она основывается на утверждении, что все временное пространство жизни человека разделено на определенные отрезки в соответствии с их назначением. В этом случае досуг – временной отрезок, который не является предопределенно занятым пространством с точки зрения необходимости в обеспечении материальных и физических потребностей человека, это – пространство для отдыха, в котором человек имеет полную свободу выбора деятельности по своему усмотрению. Представление досуга как времени характеризирует его с точки зрения продолжительности, длительности. Данная концепция предполагает, что человек имеет широкую свободу выбора досуговых видов занятий в соответствии со своими интересами и вкусами как творческой, конструктивной, так и деструктивной направленности.

В качестве деятельности досуг определяется совокупностью деяний, включающих систему отношений человека с окружающим миром, например с материальными предметами, информацией, людьми и т.д. Досуг рассматривается как разновидность деятельности человека, отличной от других видов его жизнедеятельности, связанных с трудовой сферой и другими видами активности, необходимыми для поддержания жизненных сил.

Досуг определяется своеобразным психическим и физическим состоянием, настроением, связанным с ощущением комфорта, удовольствия, наслаждения, т.е. одной из функций, необходимых человеку для достижения удовлетворенности жизнью. Психологи считают, что с точки зрения воспитания досуг является интеллектуальным состоянием с определенным эмоциональным настроем, заложенным в сознании индивида.

Концепция досуга как целостного образа жизни обобщает все предыдущие подходы к определению сущности досуга. При этом предполагается, что все сферы жизнедеятельности обладают досуговым потенциалом, т.е. основа досуга – возможность для творчества, самовыражения, физического и интеллектуального совершенствования в различных сферах жизни.

Досуг имеет свой объем (величину), свою структуру и содержание.

Объем досуга зависит от величины других компонентов общего временного бюджета личности и прежде всего от рабочего и внерабочего времени, расходуемого на непреложные затраты (сон, бытовые надобности и т.д.) . Возможность увеличения досуга – сокращение рабочего времени и совершенствование служб быта и иных систем, способных уменьшить непреложные затраты времени.

Под структурой досуга понимается построение, взаиморасположение и связь его основных частей. Например, потребление культурных ценностей (чтение, просмотр телевизионных программ, посещение культурно-досуговых центров), самообразование, культурно-творческие и любительские занятия – хобби, спортивная и игровая деятельность и др. В структуру досуга входят также затраты времени на негативное поведение .

Данная концепция досуга подчеркивает ее интегративность и широкие возможности интерпретации. С понятием «досуг» в наше время очень тесно связано понятие «анимация».