ЛЕКЦИЯ. ТИПОЛОГИЯ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ТУРИСТСКОЙ АНИМАЦИИ
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | ЛЕКЦИЯ. ТИПОЛОГИЯ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ТУРИСТСКОЙ АНИМАЦИИ |
Рубрика (тематическая категория) | Спорт |
Литература
Лекция 1. Анимация как вид деятельности. Функции туристской анимации
Принят на заседании кафедры технологий сервиса и туризма 31.08.10 протокол № 1
Конспект лекций разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины ДС.02.02 Анимационный сервис по специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм
Абакан
Конспект лекций
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине
ДС.02.02 Анимационный сервис
Социально-культурный сервис и туризм
Институт технологий сервиса и дизайна
Министерство образования и науки Российской Федерации
Резюме по теме
Вопросы для повторения
1. Какое значение имеют супы в питании?
2. По каким признакам классифицируются супы?
3. Дайте характеристику и опишите технологию приготовления отдельных групп супов.
4. Какие требования предъявляются к качеству и хранению супов различных групп?
Рассмотрено значение в питании и классификация супов. Приведена технология и описаны требования к качеству и хранению супов различных групп.
ГОУ ВПО ʼʼХакасский государственный университет им. Н.Ф. Катановаʼʼ
(на правах рукописи)
2. Разработчик:
Моруденко Юлия Ивановна, старший преподаватель кафедры технологий сервиса и туризма
Зав.кафедрой технологий сервиса и туризма Хортова Марина Викторовна
Понятия: анимация, анимационная технология. Цели и задачи. Типы и функции анимации. Анализ зарубежного и отечественного сектора развлечений и анимации.
- Гальперина Т. И. Актерское мастерство в деятельности менеджера туристской анимации: Учебно-методическое пособие. -М.: РИБ ʼʼТуристʼʼ, 2004.
- Гаранин Н. И., Булыгина И. И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004.
- Курило Л.В. Теория и практика аниации.- М.: Советский спорт, 2006
- Приезжева Е. М. Социально-культурная анимация в туризме: Учебно-методическое пособие. - М.: РИБ ʼʼТуристʼʼ, 2003.
В последнее время все больше туристских и гостиничных предприятий стали заботиться о предоставлении такой дополнительной услуги, как анимация.
Слово это довольно быстро прижилось в кругах специалистов туристского профиля. Аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно -курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняют: "массовик-затейник". При этом современное понятие анимации несколько шире.
Термина ʼʼанимацияʼʼ (от лат.) ʼʼоживлять, воодушевлять, одухотворятьʼʼ впервые появился в начале 20 века во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.
К концу 20 века культурная анимация представляла уже самостоятельное направление в сфере культурного досуга.
Анимация в туризме воспринимается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени . Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Следовательно,тураниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных анимационных программ.
Под анимационной программой мы подразумеваем объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно -оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий.
Кроме понятия "анимационная программа" часто используется понятие "анимационное мероприятие", ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является составной частью анимационной программы. К примеру, в случае если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и т.д.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья.
Анимационная деятельность имеет свои характерные черты:
Осуществляется в свободное время;
Отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и социальных групп;
Обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;
Характеризуется многообразием видов на базе различных интересов молодежи, взрослых и детей;
Носит развивающий, оздоровительный, культурологический и воспитательный характер.
При этом интересно, что одна и та же программа может вызвать у одних людей положительные эмоции, а у других - прямо противоположные. Процесс восприятия предложенных анимационных программ зависит от многих факторов:
Возраста участников или зрителей;
Уровня образованности;
Этнической принадлежности;
Настроения на момент реализации данной программы и т.д.
Именно в связи с этим важно дифференцировать потребителей данных услуг заранее, иметь в запасе несколько различных программ или мероприятий, чтобы удовлетворить разные вкусы. Вместе с тем, крайне важно укрепление материально-технической базы анимационных служб на туристских предприятиях.
Для того чтобы анимационные программы были действительно интересными, крайне важно их правильно организовать. Организаторская деятельность предполагает наличие у специалистов умения распределить работу, персонально определить обязанности, права и ответственность, устанавливать время выполнения работ, разрабатывать систему контроля за исполнением принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе.
Сегодня рынок туристских услуг пополняется большим количеством не только экскурсионных, но и анимационных программ. Некоторые мировые туристские маршруты пользуются наибольшей популярностью именно благодаря зрелищным мероприятиям. К примеру, карнавал в Рио-де-Жанейро (Бразилия), коррида (Испания), встреча Санта-Клауса (Финляндия). То есть формируется новый вид туризма - зрелищный туризм, который имеет свою специфику, внутреннее содержание, своих потребителей.
Типология анимационных занятий
Экономический и социальный эффект от тураниматорской и рекреационной деятельности включает в себя:
1. Экономию рабочего времени и снижение затрат на медицинское обслуживание за счёт сокращения пребывания в больнице и поликлинике.
2. Сокращение временной нетрудоспособности за счёт профилактики заболеваемости.
3. Возрастание объёма производства и национального дохода за счет:
‣‣‣ увеличения производительности труда;
‣‣‣ снижения смертности в трудоспособном возрасте.
Предприятия различных видов развлечений, отдыха и культуры разделяются условно на три группы.
Первая группа: театры и студии, кинотеатры всех видов и рангов, музыкальное обслуживание и оркестры, танцевальные залы, студии, музыкальные автоматы в местах общественного пользования.
Вторая группа: предприятия, организующие активный отдых для населения, – плавательные бассейны, роликовые и ледяные катки, тиры, школы верховой езды, клубы игры в гольф, бейсбольные и футбольные клубы, площадки для игры в кегельбан, парки отдыха, прокатные станции лодок и каноэ, пляжи, стадионы, легкоатлетические поля и т. д. и т.п.
Третья группа: всякого рода азартные игры.
Рассматривая анимационный процесс с точки зрения системного подхода как процесс удовлетворения специфических потребностей человека в общении, движении, культуре, творчестве, развлечении и приятном времяпрепровождении, мы можем выделить несколько видов анимации:
‣‣‣ анимация в движении - удовлетворяет потребность человека в движении в сочетании с приятными переживаниями;
‣‣‣ анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;
‣‣‣ анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми интересными людьми, обмен жизненным опытом, в открытии внутреннего мира людей и познание себя через общение;
‣‣‣ анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой;
‣‣‣ культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно - историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;
‣‣‣ творческая анимация - удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.
Проведение праздника ʼʼДень Нептунаʼʼ летом, строительство снежной крепости, лучшей ледовой скульптуры, игры в снежки зимой, ʼʼРыцарский турнирʼʼ, ʼʼГладиаторские боиʼʼ, проведение экстремальных игр ʼʼПоследний геройʼʼ, ʼʼНеобитаемый островʼʼ - все это важные направления анимационной деятельности в туризме. Стать искателем приключений, превратить свою жизнь на время отпуска в яркую, насыщенную событиями, наполненную остроумными шутками, весельем и оптимизмом - главная задача туристских фирм и анимационных команд. Туристам не придется скучать, в случае если на протяжении всего маршрута их ждут разнообразные развлекательные программы, игры, аттракционы, концерты, викторины и тематические вечера, сюрпризы и необычайные встречи.
В любом российском городе в программу обслуживания можно включить посещение русской избы, стилизованной под старину, отражающей быт и традиции русского народа. На тройках с бубенцами - отвезти туристов к избе, где они увидят театрализованное представление: ʼʼдревние мастераʼʼ в русских национальных нарядах ткут ковры на ткацком станке; плетут корзины, лукошки, лапти; вырезают ложки, плошки; исполняются русские народные песни и танцы.
Также можно подготовить анимационную программу и туристы примут участие в обрядовом празднике ʼʼРусского караваяʼʼ. На поляне расставлены деревянные лавки и столы. В центре - русская печь, которая топится дровами. Звучит гармонь, балалайка, народные песни создают особый колорит. Девушки в нарядных сарафанах с кокошниками приветствуют гостей, встречают хлебом-солью. Туристы готовят пироги, бублики, пряники, караваи, пробуют горячую сдобу, получают в подарок книги с рецептами приготовления русских народных блюд.
Не менее интересно принять участие в ʼʼТурнире богатырейʼʼ, где произойдет встреча с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Для этого возводится крепость, создается старинная атмосфера, происходит театральное представление: скачки на лошадях, метание копья, стрельба из лука, подъем тяжестей, сражение на мечах, прохождение импровизированной средневековой полосы препятствий, проявление смекалки и находчивости. Каждое новое состязание ставит участника перед выбором: сойти с дистанции или продолжить борьбу за звание ʼʼБогатырь земли русскойʼʼ.
Самыми яркими и запоминающимися событиями во время туристских поездок и путешествий, как правило, становятся масштабные театрализованные представления, которые нужнолго захватывают внимание туристов
К таким грандиозным, ни с чем не сравнимым, театрализованным представлениям, относится карнавал в Рио-де-Жанейро .
Венецианский карнавал, и карнавал в Кельне .
пивной карнавал в Мюнхене - " Октоберфест". На этом карнавале ежегодно 6 млн. гостей выпивают около 5 млн. литров пива.
Карнавал в Ульме имеет название "Германское шутовское кольцо". До 14 тысяч участников в экзотических костюмах собираются на него со всего юго-востока страны.
Романтическая мирная Швейцария предлагает туристам действо с жутким названием "Карнавал чудовищ".
В штате Иллинойс проводится парад домашних животных. Более тысячи детей, одетых в маскарадные костюмы, несут на руках своих кошечек, собачек, хомячков и других домашних любимцев. Зрителей на этом карнавале собирается до ста тысяч.
Штат Луизиана раз в год вспоминает свое пиратское прошлое, когда корабли местных корсаров бороздили воды озер и заливов. Карнавал "Дни контрабандистов" вызывает всеобщий энтузиазм. Во всем мире популярны праздники цветов.
Самый знаменитый цветочный карнавал - в Ницце, менее известный, но не менее интересный Цветочный карнавал в венгерском Дебрецене, а вот в Новой Зеландии настолько любят нарциссы, что организуют торжество исключительно ради этих цветов.
В Испании очень привлекательными для туристов являются театрализованные программы, показывающие фрагменты из истории средневековой Испании, рыцарские бои, и, конечно же, испанская коррида –
Есть в Испании еще одно зрелище, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ только условно можно назвать развлекательным, в большей степени его можно отнести к экстремальным видам спорта или туризма. Это праздник святого Фермина в Памплоне (Севилья). В это день весь город, все подростки и взрослые, местные и туристы, - все бегут впереди быков, отмахиваясь от них в лучшем случае лишь свернутой в трубочку газетой. Чаще всего быки поднимают на рога иностранцев, но тем не менее желающих принять участие в данном действе всегда очень много.
В канун Нового года множество туристов спешит в Финляндию, чтобы встретить Санта Клауса в самом начале его праздничного пути по всему миру. Это мероприятие обставляется настолько красиво и зрелищно, что всегда привлекает огромное число туристов со всех уголков земного шара.
Карнавальное шествие на праздновании 850-летия Москвы по масштабам, фантазии, яркости можно смело ставить рядом с бразильскими карнавальными колоннами. Несколько часов продолжалось шествие на темы из истории Москвы и России. А в это время на Манежной площади шла программа "Московский балаган", посвященная русским традициям.
В августе 2000 года в Москве на ВВЦ прошел Международный карнавал для детей и взрослых - Карнавальная страна, в которой были самые разные города: Вкусный, Веселый, Виртуальный, Город-цирк, Город Кукол.
Очень важны для анимационных зрелищных театрализованных программ привлечение и активизация зрителей, что является средством приобщения их к культурным традициям, к истории страны, к постижению ее своеобразия, то есть к тому, ради чего многие туристы посещают различные страны мира.
ЛЕКЦИЯ. ТИПОЛОГИЯ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ТУРИСТСКОЙ АНИМАЦИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЛЕКЦИЯ. ТИПОЛОГИЯ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ТУРИСТСКОЙ АНИМАЦИИ" 2017, 2018.
Классификация туристской анимации с точки зрения потребностей клиента
Список данных потребностей может быть достаточно большим. Это обусловлено тем, что туристы, уезжающие отдыхать, могут подразумевать под этим различные виды досуга. Согласно этому принципу в ходе практики туристского обслуживания сформировались нижеизложенные виды анимационной деятельности.
- Анимация в движении – целью данного вида является удовлетворение потребности человека в двигательной активности в сочетании с приятными эмоциями и впечатлениями.
- Анимация через переживание – удовлетворение потребности в ощущениях новизны и неизвестности, в предвкушении неожиданных препятствий, которые необходимо преодолеть, в новых открытиях и общении.
- Анимация через общение – удовлетворение потребности в знакомстве с новыми и интересными людьми, в анализе внутреннего мира людей и самоанализе при общении с ними.
- Анимация через успокоение – удовлетворение потребности человека в переключении от повседневной реальности при помощи успокоения и уединения, контакте с природой.
- Культурная анимация – удовлетворение потребности людей в совершенствовании своего духовного мира путем соприкосновения с историко-культурными памятниками региона прибытия.
- Творческая анимация – удовлетворение потребности человека в творческой деятельности, в возможности раскрыть свой творческий потенциал, в общении с близкими по духу людьми через совместную творческую работу.
Анимационные программы, понятие технологии анимации
В ходе разработки анимационных программ согласно вышеизложенным видам анимации используется комплексный подход. Это значит, что все виды анимации могут являться отдельными компонентами, из которых в итоге перечисленные виды анимации являются составляющими элементами программ, которые создаются с их учетом.
К примеру, анимационные программы, носящие исключительно развлекательный характер, могут состоять также из спортивных игр, упражнений и соревнований.
Замечание 2
Объединение различных видов анимации предоставляет возможность анимационным программам быть более насыщенными, интересными и полезными для здоровья, поэтому сочетании туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший результат в восстановлении здоровья.
Определение 1
Технология анимации – это комплекс приемов работы аниматора, организацию этого труда, привлечение необходимого инструментария и техники.
Процесс разработки и предоставления анимационных программ – сложная и разноплановая работа, в ходе которой необходимо решить следующие задачи:
- создать анимационную программу,
- осуществить экономический расчет стоимости программы,
- провести рекламную кампанию,
- реализовать разработку,
- осуществить творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующей оценкой.
Элементы технологии создания анимационных программ
Технология разработки анимационной программы включает несколько взаимосвязанных подсистем, таких как:
- организационную подсистему, подразумевающую объединение работы как анимационной команды экономического, технического, рекламного отделов;
- инструкторско-методическую подсистему, в ходе которой создаются и перерабатываются сценарии мероприятий, разрабатываются тексты экскурсий, подбираются спортивные занятия, составляются маршруты походов с дальнейшей разработкой методических рекомендаций учетом общего опыта;
- режиссерскую подсистему, где осуществляется распределение ролей, создается план репетиций, осуществляется постановка;
- техническую подсистему, обозначающую подготовку площадки, где будут проводиться мероприятия, находится реквизит и декорации, настройку освещения и музыкального сопровождения, подбор костюмов и прочее.
Замечание 3
Все подсистемы формируют систему технологии, которая служит базой для работы анимационной службы.
Технологический процесс разработки анимационной программы включает следующие элементы:
- объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (коллективы людей и отдельные личности);
- субъект деятельности: руководители, специалисты анимационной службы;
- собственно анимационная деятельность (процесс воздействия субъекта на субъект) со всеми ее компонентами.
Каждый элемент технологического процесса активно взаимодействует и оказывает влияние на другой, образуя единую систему. Главным элементом данной системы являются люди, туристы, гости как объекты анимационной деятельности. Программы разрабатываются с учетом удовлетворения их духовных и физических потребностей. Что требует от специалистов постоянного изучения потребительского рынка, его настроений, интересов и запросов.
Анимационный сервис в туризме представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. Анимационный сервис - деятельность по формированию, продвижению и реализации анимационных программ разного назначения, обеспечивающих интересные, развивающие и духовно обогащающие досуговые программы туристского пребывания.
Разнообразие функций туристской анимации, которые были рассмотрены в 1.1., обусловило многообразие видов анимационной деятельности, а, следовательно, многообразие видов и форм самих анимационных программ, используемых в туристской деятельности.
В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-творческие, образовательные потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.
К анимационному обслуживанию относятся малые и крупные формы представлений, развлекательные мероприятия, конкурсные игровые программы, дегустация спиртных напитков с привлечением элементов театрализации. Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой, сколько вовлечением туристов в действие, их участием в нем.
Анимационный сервис может быть представлен следующими видами:
анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.);
анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.);
анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов. Например, скучный когда-то и редко посещаемый музей первых английских переселенцев в г. Плимуте (США) превратился сегодня в национальное шоу при помощи анимационной организации экспозиции в натуральную величину (деревня с живыми персонажами, осуществляющими основные работы по дому, огороду и др.);
анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу).
Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы. Ежегодно наиболее крупные центры развлечений посещает до 10 млн. гостей. Наибольшей популярностью подобные туры пользуются у любителей семейного отдыха, молодоженов и небольших молодежных групп. Интересно, что большинство посетителей парков - не дети, на которых они были рассчитаны, а взрослые. Основные посетители парков в разных странах - зарубежные туристы. Наряду с интересными и захватывающими аттракционами главной привлекательной чертой тематических парков является происходящее вокруг действо. Так например, американский парк Уолта Диснея - это настоящая индустрия отдыха и развлечений, устроенная с истинно американским размахом. Его уникальность как туристского продукта состоит не только в том, что он имеет свою собственную сложную инфраструктуру, предназначенную для развлечений, размещения, питания, обучения, и свою собственную жизнь, в которую включаются туристы, встречая на улицах парка и среди аттракционов различных героев мультфильмов и художественных фильмов Диснея. Привлекательны для туристов завтраки и ужины в окружении героев Диснея. Кроме того, ни за какие деньги не купишь ощущение сказки, в которой находишься круглосуточно;
5) спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера);
6) гостиничной анимацией (развлекательные, спортивно-оздоровительные мероприятия, вечера отдыха, работа мини клубов, кафе, баров в гостиницах). Аниматоры (чаще всего молодые люди) работают с туристами постоянно, можно сказать, круглые сутки.
Согласно одной из классификаций, предложенных Н.И. Гараниным и И.И. Булыгиной туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия:
1. Анимационные туристские маршруты - целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, осуществляемых в разных географических точках. В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по «духовному», стимулирующему душевные силы. Такая анимационная программа представляет собой ценообразующий фактор в турпродукте. Обычно эти программы предназначены для индивидуалов или однородных туристских групп, объединенных одним духовным интересом (профессиональным, хобби).
К данному типу относятся такие виды анимационных программ как: культурно-познавательные и тематические; фольклорные, литературные, музыкальные, театральные, искусствоведческие, научные, фестивальные, карнавальные, спортивные. Или, например, турпоездки, организованные для любителей игры в казино по казино-центрам, расположенным в разных странах.
2. Дополнительные анимационные услуги - анимационные программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, в технологических перерывах, обусловленных переездами, задержками в пути (судно, поезд, автобус, гостиница, вокзал и т.д.), в случае непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курортах), отсутствии снега в горнолыжных курортах и др.
3. Гостиничная анимация - комплексная рекреационная гостиничная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом, на человеческой близости, на совместном участии аниматора и туриста в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса, преследующая цель реализации новой философии гостиничного обслуживания, повышения качества обслуживания, уровня удовлетворенности туриста отдыхом и используемая в маркетинговой стратегии гостиницы как одна из главных привлекательных услуг.
Путешествующих туристов объединяет не только интерес к культуре, обычаям, традициям народов мира, желание познакомиться с уникальными памятниками художественной культуры человечества, лучшими образцами мировой и отечественной литературы, музыки, театра, но и желание отдохнуть и развлечься. Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.
Анимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХв. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже - Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях. Танцорам и циркачам была предложена несколько иная сфера деятельности - не просто концертные программы, но еще и общение с гостями в непринужденной обстановке. В середине 90-х годов получили распространение школы аниматоров, где обучались как сами турки, так и иностранцы, в том числе прибывшие из России.
В последнее время все больше туристских предприятий стали заботиться о предоставлении анимационных услуг. Как нам уже известно, аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно-курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняли: "массовик-затейник". Однако современное понятие анимации несколько шире. Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов.
Программное анимационное воздействие на человека во время его отдыха в той или иной мере способствует сохранению и восстановлению его здоровья: соматического, физического, психического, нравственного. Эти компоненты здоровья и определяют соответствующую условную типологию направлений и программ туристской анимации:
Первый тип – спортивные, спортивно-оздоровительные, спортивно-развлекательные программы.
Второй тип – зрелищно-развлекательные, приключенческо-игровые программы.
Третий тип – познавательные, спортивно-познавательные, культурно-познавательные, экскурсионные, обучающие, любительские и творческо-трудовые программы.
Четвертый тип – комплексные программы, комбинированные из однородных программ.
Для каждого из этих направлений можно выделить характерные формы анимационной деятельности.
Спортивные анимационные программы предназначены для туристов, увлекающихся тем или иным видом спорта и приехавших в спортивно-туристский комплекс для занятий спортом по определенной системе тренировок в сочетании с отдыхом.
Спортивно-оздоровительные программы отличаются от спортивных тем, что они рассчитаны на туристов, любителей спорта и активного отдыха, для которых туркомплекс – это единственное место и возможность восстановления сил и здоровья через активные физическое нагрузки в условиях чистой природы и чистого воздуха.
Спортивно-развлекательныепрограммы ориентированы на туристов любого возраста. Они строятся на вовлечении туристов в активное движение через заманчивые, увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания.
Спортивно-познавательные программы строятся на приобщении туристов к духовно-нравственным ценностям в процессе активного отдыха (походы, пешеходные экскурсии).
Экскурсионные программы составляются из различных видов экскурсий, а обучающие программы помогают туристам приобрести различные умения и навыки (в плавании и других различных видах спортивных занятий, ремесел).
Культурно-познавательныеанимационные программы туркомплекса строятся на приобщении туриста к культурно-историческим и духовным ценностям нации, страны, местного населения и включают: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, национальных фольклорных мероприятий, концертов, вечеров поэзии, встреч с известными деятелями культуры. Некоторые из этих программ зависимы от платежеспособности туристов, уровня их интеллектуального развития.
Приключенческо-игровые анимационные программы строятся на соприкосновении туриста с интересным, волнующим, необычным (например, участие в ролевых играх и конкурсах, посещении пещер, пиратской вылазке, вечере народных преданий и легенд, ночном походе, ночном спуске на горнолыжном курорте, в тематическом пикнике). Эти программы имеют спрос независимо от возраста, пола, национальности, образования отдыхающих.
Любительские (творческо-трудовые) анимационные программы строятся на привлечении туристов к творчеству, сотворчеству, состязанию в изготовлении местных поделок, что вызывает у них интерес к национальным особенностям местного населения. После участия в такой программе гость отмечает, что он научился общению на местном национальном языке, познакомился с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т.д. Формы проведения этих программ могут быть самыми разнообразными: аукцион поделок из природных материалов, конкурс любительской фотографии, фестиваль авторских стихов и песен, концерт вокальных и инструментальных исполнителей, выставка детского рисунка, песочной скульптуры и т.д.
Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцевальные вечера, концерты художественной самодеятельности и т. д.
Для того, чтобы удачно составить развлекательную программу для отеля, необходимо определиться с рядом критериев, а именно, с:жанром, при котором создается особая атмосфера и ощущения для зрителей (драма, клоунада, мюзикл и т.д.).
Анимационные программы типа «общение по интересам» являются по сути дела комбинациями из упомянутых программ, однако здесь необходимо уделить больше внимания той непринужденной, ненавязчивой, комфортной обстановке, которая располагала бы к общению соответственно интересам, желаниям, темпераментам, национальностям и т.д. Для этого необходим хороший аниматор – «затравщик», катализатор такого общения. При разработке этих программ ставятся, в частности, следующие цели:
удовлетворение потребности самовыражения;
поощрение туристов (гостей, отдыхающих) в развитии своих умений;
направление развлечений и навыков в созидательное русло;
избавление от ежедневных проблем и стрессов;
изменение имиджа и расслабление напряжения;
приобретение дополнительных знаний в области культуры.
Таким образом, анимационной деятельности в социально – культурном сервисе и туризме - это туристская услуга, при которой происходит взаимодействие аниматора с туристом посредством вовлечения его в активное действие, целью и результатом которой является удовлетворенность туриста отдыхом, стимулирование его активности, хорошего настроения, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил, а также, развлечение людей на фестивалях, экскурсиях и других видах отдыха. Для того чтобы удовлетворить потребности гостей разных национальностей, возрастов, достатков и возможностей (физических, интеллектуальных и т. д.), программы анимации должны меняться на протяжении всего сезона по содержанию, интенсивности, времени проведения и по другим параметрам.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Теоретические аспекты анимационных услуг, предоставляемых предприятием сферы сервиса. Гостиничные анимационные услуги и программы. Резюме ЗАО "Пасифик". Финансовая стоимость и рентабельность предложенной анимационной программы "Школа волшебников".
дипломная работа , добавлен 26.06.2012
Значение, особенности гостиничной анимации. Гостиничные программы и анимационные услуги. Зрелищно-развлекательные программы. Организация работы развлекательной службы гостиничного предприятия. Технология создания и реализации. Разработка правил поведения.
курсовая работа , добавлен 14.04.2014
Теоретические аспекты перспектив развития анимации в туризме. Исследования подготовки, технологии разработки анимационного обслуживания для детей. Разработка детской анимационной программы обслуживания на территории отеля "Планерное" в Химкинском района.
дипломная работа , добавлен 23.09.2010
Типология, виды и функции анимации в формировании санаторно-курортных услуг. Анализ показателей деятельности санаториев Приморского края. Разработка перечня услуг комплекса "Седанка". Анимационные программы для смешанных взрослых групп и для детей.
курсовая работа , добавлен 09.02.2012
Анимационное обслуживание в отелях. Создание определенного климата в гостинице. Анимационные программы в индустрии гостеприимства. Спортивно-оздоровительное направление. Культурно-досуговые мероприятия. Анимации в России. Консьерж тот же аниматор.
курсовая работа , добавлен 23.04.2007
Расположение, вместимость и сервис отеля Esperides Sofras. Ознакомление с тематическими развлекательными программами для детей 6-12 лет. Разработка анимационной программы для пассивных туристов на 10 дней пребывания в санаторно-курортном заведении.
контрольная работа , добавлен 29.05.2014
Понятие анимационной программы. Особенности, присущие различным возрастным категориям отдыхающих на туристских объектах. Технология создания и задачи анимационной программы. Особенности тематических мероприятий. Разработка композиции будущего сценария.
курсовая работа , добавлен 19.01.2011
Специфика и значимость игры в туристской анимационной деятельности для детей. Разработка игровой анимационной программы для детей на основе анализа региональной анимационной деятельности в туристской сфере и потребностей клиентов в анимационных услугах.
дипломная работа , добавлен 11.06.2014
Создание устойчивых тенденций развития туризма возможно при условии постоянного повышения качества туристских услуг. В настоящее время запросы и интересы туристов во всем мире непрерывно меняются и растут, усложняется структура досуга. Относительно новым, по крайней мере для большинства неискушенных россиян, может считаться понятие «туристская анимация». Данная форма досуга становится одной из самых популярных среди туристов, и рынок не может не реагировать на происходящие изменения. Туристская анимация стала специфичным туристским продуктом и необходимым элементом туристских программ. Следовательно, подготовка аниматоров является приоритетной задачей при обучении студентов специальностей 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» и 100201 «Туризм». Исходя из этого, формулируются задачи дисциплины «Анимация в туристской индустрии»:
показать значение и роль организации программ проведения свободного времени в туристской деятельности;
раскрыть понятие анимации в туристской деятельности;
познакомить с функциями и видами анимации в туристской деятельности;
охарактеризовать направления анимационного движения в анимации;
изучить методические основы организации анимационной деятельности в туризме.
Реализация поставленных задач нашла свое отражение в данном учебно-методическом пособии, где излагаются ключевые понятия и сущность анимационной деятельности в туристской индустрии. В концентрированной, удобной для восприятия форме показано влияние туристской анимации на содержание и качество туристского продукта.
Представленный курс практических занятий направлен на раскрытие и развитие творческих способностей, получение практических навыков работы аниматора и предоставляет реальную возможность активизации творческого начала. Все это оказывает непосредственное влияние на формирование личностных качеств специалиста туристской анимации.
1. Конспект лекций по дисциплине
«АНИМАЦИЯ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ»
Лекция 1. Введение в курс «Анимация в туристской индустрии»:
основные понятия
Определение понятий «досуг», «рекреация», «отдых».
Определение понятий «анимация» и «анимационный сервис».
Предпосылки возникновения анимационного сервиса.
Определение понятий «досуг», «рекреация», «отдых»
Ученые утверждают, что развитие современной цивилизации в наше время зависит уже не столько от научно-технического прогресса, сколько от совершенствования человека. Активное освоение личностью общественных и производственных отношений зависит от интересов и потребностей личности, ее политического, культурного и нравственного развития в сфере производства и досуга.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как «досужий» – умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала ХХ в. понятие «досуг» означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время 1 .
Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. Следовательно, занятия определенными видами деятельности оказываются важными не столько для общества, сколько для личности. Они представляют собой дополнительный вид занятий по отношению к основному производственному роду деятельности. При этом не исключено, что на определенных этапах исторического развития какое-то из этих занятий поднимается до ранга основного. Об этом свидетельствует, например, развитие различных видов интеллектуальной и художественной деятельности от ранних исторических этапов до настоящего времени.
В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечении и т.д. Постепенно познавая возможности досуга, способствующего укреплению социального общества, на ранней стадии развития цивилизации были официально установлены, прежде всего, такие формы, как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, то есть одинаково важными для всех членов социальной или этнической общности. Поэтому общество заинтересовано в сохранении и развитии праздников, обрядов, ритуалов, коллективных форм общения, развлечения и отдыха.
В подходах к пониманию досуга до сих пор нет полного единства в определении. Существует три позиции в определении понятия «досуг»:
деление временного отрезка на рабочее и внерабочее время, где «досуг» и «внерабочее время» рассматриваются как одно и то же;
отождествление понятий «досуг» и «свободное время»;
досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения.
Сегодня в энциклопедиях и справочниках «досуг» и «свободное время» между собой уравнивают.
Советский энциклопедический словарь дает такое определение: «досуг (свободное время) – часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую (в том числе общественную) деятельность; учебу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, книг, посещение кино и т.д.); спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми» 2 .
В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Ценность – это повседневный ориентир, с помощью которого человек сообразует свои мысли и действия с социальной действительностью. Это то, что побуждает его и чем он руководствуется в своей жизнедеятельности. Естественно, что ценностные ориентации существуют у человека и по отношению к свободному времени.
Идеология демократических обществ в области свободного времени базируется на фундаментальном праве человека – распоряжаться своей свободой и осуществлять свою жизнедеятельность исходя из личных потребностей и интересов. В связи с тем, что обществу небезразлично, как и на что человек расходует свое свободное время, оно, с одной стороны, формирует ценностные ориентации, с другой – создает инфраструктуру его организации и проведения.
Свободное время относится к центральным ценностям человека, поэтому особое место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга. При этом сегодня необходимо учитывать прогрессирующую динамику производства, экологическую опасность существования и жизнедеятельности, влияние новых средств массовой информации, растущее количество возможностей организации свободного времени. Все это сопровождается значительным изменением жизненных ценностей, которое характеризуется стремлением к оригинальности, проявлением индивидуальности, устремленностью к самодеятельным решениям на основе собственной компетентности.
Досуг также выступает в качестве источника изменения и преобразования ценностей. Жизнедеятельность и развитие являются продуктом не изолированного, а общественного человека, для которого разделение труда и социальная организация связаны с их последствиями.
Рекреация – производное от латинского recreation , что в переводе означает «восстановление», «отдых». Значение данного термина ясно указывает на тесную связь рекреации с функциями, имеющими отношение к восстановлению или обновлению каких-либо качеств человека. С точки зрения производимого эффекта рекреация – это процессвосстановления психофизического баланса человеческого организма 3 .
Рекреация предполагает включение человека в специфические, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным существенным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией, так как в нее могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности (например, хулиганство). Однако рекреационными являются лишь виды деятельности, создающие оздоровляющий, восстанавливающий эффект, то есть конструктивные, положительные, социально оправданные виды занятий. Рекреационная деятельность – деятельность в свободное время, доставляющая удовольствие и обладающая социально приемлемыми качествами.
В «Энциклопедии туризма» рекреация определяется как: «1) расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных); 2) любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил; 3) наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; 4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды» 4 .
Во всех определениях подчеркиваются ценностные и деятельностные аспекты рекреации, т.е. рекреация определяется как деятельность, которой присущи социально оправданные цели и организация. Рекреационные программы строятся с учетом досуговых интересов широкой общественности, населения и туристов.
Понятие «рекреация» тесно связано с понятием «отдых».
Отдых –это средство, с помощью которого происходит восстановление (рекреация) сил и работоспособности человека (например, медики считают наиболее продуктивным отдыхом сон) 5 . Таким образом, досуг является лишь частью отдыха, поскольку не включает время на сон и другие непреложные затраты, которые можно назвать отдыхом.
В человеческой деятельности интерес представляет культурный досуг , который можно рассматривать как творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, туризм, самоорганизация досуга и др. . Время, которое люди посвящают не деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитием, а активному, ориентированному на получение удовольствий и радостных впечатлений времяпрепровождению.
Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно-организационный. Существуют и другие классификационные признаки.
В контексте общей характеристики теоретики классифицируют досуг как временное пространство, деятельность, состояние и холистический (целостный) образ жизни.
Количественная концепция досуга (рассмотрение досуга в качестве определенного временного пространства) возникла в ХIХ в. на Западе в связи с разграничением жизнедеятельности людей в условиях капитализма на рабочее время и свободное время вне работы. Данная концепция наиболее распространена и в настоящее время. Она основывается на утверждении, что все временное пространство жизни человека разделено на определенные отрезки в соответствии с их назначением. В этом случае досуг – временной отрезок, который не является предопределенно занятым пространством с точки зрения необходимости в обеспечении материальных и физических потребностей человека, это – пространство для отдыха, в котором человек имеет полную свободу выбора деятельности по своему усмотрению. Представление досуга как времени характеризирует его с точки зрения продолжительности, длительности. Данная концепция предполагает, что человек имеет широкую свободу выбора досуговых видов занятий в соответствии со своими интересами и вкусами как творческой, конструктивной, так и деструктивной направленности.
В качестве деятельности досуг определяется совокупностью деяний, включающих систему отношений человека с окружающим миром, например с материальными предметами, информацией, людьми и т.д. Досуг рассматривается как разновидность деятельности человека, отличной от других видов его жизнедеятельности, связанных с трудовой сферой и другими видами активности, необходимыми для поддержания жизненных сил.
Досуг определяется своеобразным психическим и физическим состоянием, настроением, связанным с ощущением комфорта, удовольствия, наслаждения, т.е. одной из функций, необходимых человеку для достижения удовлетворенности жизнью. Психологи считают, что с точки зрения воспитания досуг является интеллектуальным состоянием с определенным эмоциональным настроем, заложенным в сознании индивида.
Концепция досуга как целостного образа жизни обобщает все предыдущие подходы к определению сущности досуга. При этом предполагается, что все сферы жизнедеятельности обладают досуговым потенциалом, т.е. основа досуга – возможность для творчества, самовыражения, физического и интеллектуального совершенствования в различных сферах жизни.
Досуг имеет свой объем (величину), свою структуру и содержание.
Объем досуга зависит от величины других компонентов общего временного бюджета личности и прежде всего от рабочего и внерабочего времени, расходуемого на непреложные затраты (сон, бытовые надобности и т.д.) . Возможность увеличения досуга – сокращение рабочего времени и совершенствование служб быта и иных систем, способных уменьшить непреложные затраты времени.
Под структурой досуга понимается построение, взаиморасположение и связь его основных частей. Например, потребление культурных ценностей (чтение, просмотр телевизионных программ, посещение культурно-досуговых центров), самообразование, культурно-творческие и любительские занятия – хобби, спортивная и игровая деятельность и др. В структуру досуга входят также затраты времени на негативное поведение .
Данная концепция досуга подчеркивает ее интегративность и широкие возможности интерпретации. С понятием «досуг» в наше время очень тесно связано понятие «анимация».